Р.ОРУДЖЕВ, Н.АЛИЕВ, Ш.АББАСОВ
Не исключено, что в ближайшее время Узбекистан восстановит свое членство в ГУУАМ. Причем, как сообщают украинские СМИ со ссылкой на источники в МИД Узбекистана, “заявление о “выходе” из организации было неправильно интерпретировано, и теперь Узбекистан направит ноту, разъясняющую ситуацию”.
По сообщению агентства “Интерфакс” из Стамбула, об этом заявил министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко. “Узбекистан не хочет выходить из ГУУАМ”, – заявил А.Зленко журналистам в понедельник вечером в Стамбуле после неформальной встречи министров иностранных дел Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы. По его словам, в ходе встречи стороны затронули вопросы, связанные с заявлением Узбекистана. “Сегодня есть новая интерпретация этого заявления”, – сказал А.Зленко.
“По предварительным данным, узбекская сторона заявила, что первая нота, которая была направлена председательствующему в ГУУАМ Азербайджану, была несколько по-иному интерпретирована. Они не намерены выходить из ГУУАМ, они хотели бы участвовать в отдельных мероприятиях ГУУАМ – тех, которые связаны с экономическими делами и борьбой против терроризма”, – сказал А.Зленко.
Сославшись на информацию МИД Узбекистана, он сказал, что “в ближайшее время будет дополнительная нота, которая даст новую интерпретацию”. Как сообщил в свою очередь начальник пресс-службы МИД Украины Сергей Бороденков, возможно, Узбекистан попросту передумал выходить из организации.
“Это его суверенное право”, – подчеркнул Бороденков. Такое мнение, пожалуй, больше отвечает действительности, особенно если учесть, что для этого были весьма веские основания. Напомним, 14 июня на ежедневном брифинге госдепартамента США был обнародован призыв к Узбекистану пересмотреть свое решение о выходе из ГУУАМ.
“Мы… считаем, что членство в ГУУАМ поможет укрепить позиции Узбекистана как регионального лидера, и надеемся, что правительство Узбекистана пересмотрит это решение, – говорилось в сообщении госдепартамента США. – Хотя организация… пока не реализовала полностью свой потенциал, мы верим, что это жизнеспособная и подающая надежды инициатива, которая может укрепить связи и усилить взаимодействие между ее членами”.
Впрочем, нельзя забывать и о том, что 13 июня министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Комилов, делая “отказное” заявление, не исключил, что его страна может возобновить членство в организации ГУУАМ и не отказывается от интеграционной политики. Кстати, тот же А.Зленко, комментируя 14 июня заявление Комилова, подчеркивал, что этот шаг Узбекистана не угрожает существованию объединения.
Министр напомнил, что ГУАМ организовывалось для транзита энергоносителей и создания транспортных путей в рамках объединения, а Узбекистан в определенной мере географически удален от тех транспортных магистралей, которые планируется создать в рамках объединения.
Помимо прочего, на встрече министров иностранных дел государств-участников ГУАМ обсуждались вопросы укрепления этой организации. По словам Зленко, стороны сосредоточили внимание на создании новых органов в рамках ГУАМ: в совете министров иностранных дел, в совете министров культуры, деловой группы предпринимателей, ряда рабочих групп по конкретным отраслям (транспорта, по борьбе с терроризмом, наркотиками, организованной преступностью, нелегальной миграцией).
Министры иностранных дел рассмотрели также проекты документов, которые учреждают создание соответствующих советов. В частности, глава МИД Грузии предложил дополнить новой статьей положение о совете министров иностранных дел ГУАМ, которая давала бы право министрам иностранных дел подписывать соответствующие проекты для последующего их финансирования и выполнения.
А.Зленко повторил в Стамбуле, что нельзя говорить о политизации ГУАМ (эту причину, напомним, в Ташкенте называли одной из тех, что заставили Узбекистан покинуть ГУУАМ). При этом украинский министр подчеркнул, что “когда речь идет о создании рабочих групп (в рамках ГУАМ), связанных с торговлей, транспортом, борьбой с нелегальной миграцией, оргпреступностью, то вопросы экономические пересекаются с вопросами политическими”.
По словам Зленко, “это группа вопросов, связанная с безопасностью”, а “безопасность – уже политика”. Между тем вчера в посольстве Азербайджана в Ташкенте оказались не в курсе заявления главы МИД Украины и затруднились его прокомментировать.
Причину объяснили тем, что в Ташкенте в эти дни находилась делегация Министерства молодежи, спорта и туризма и посол Айдын Азимбеков был занят этим визитом. Вместе с тем в нашем диппредставительстве отметили, что посол Азимбеков в связи с заявлением МИД Узбекистана о приостановлении своего членства в ГУУАМ, проводил встречи с замминистра иностранных дел этой страны Нейматовым и начальником управления МИД по международным организациям Каримовой.
Кроме того, “Эхо” удалось выяснить, что в минувшую пятницу, 21 июня, посол Украины в Ташкенте Анатолий Касьяненко встретился с главой узбекского МИД А.Комиловым. Вот на этой встрече Комилов и заявил о том, что нота Узбекистана относительно выхода из ГУУАМ была неправильно интерпретирована.
После этой встречи настроение украинских дипломатов было очень оптимистичным, и они заявили, что, возможно, представитель Узбекистана примет участие во встрече национальных координаторов ГУУАМ, которая запланирована на 1-2 июля.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год