Инвалиды в Азербайджане остались за бортом

С.МУСТАФАЕВА

На днях в Гянджинское отделение Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) с просьбой помочь им обратились 19 инвалидов труда. Было установлено, что они, работая в Гянджинском ремонтно-строительном специализированном управлении, в разное время получили производственные травмы. Вышеназванное предприятие аккуратно выплачивало им положенное пособие.

Между тем тяжелые дни для инвалидов наступили в 1995 году, когда РССУ было передано в ведение гянджинского объединения “Глинозем”. Положение осложнилось после того, как в прошлом году ветераны труда лишились льготной пенсии.

На протяжении последних лет люди обращались во все вышестоящие организации, в том числе и в суд. Но все их попытки добиться справедливого решения вопроса наткнулись на равнодушие. И только во время посещения Гейдаром Алиевым Гянджи в 2000 году инвалиды смогли пробиться к президенту и вручить ему жалобу.

После вмешательства главы государства им удалось получить часть причитающейся компенсации. Остальную же сумму они до сегодняшнего дня ждут. По данным ПЦА, эти люди, не имея материальной помощи и компенсаций от государства, живут в невыносимых условиях – их семьи голодают.

Как утверждает глава ПЦА Эльдар Зейналов, чиновники пользуются беззащитностью инвалидов, “и неудивительно, что эти люди уже утратили веру в справедливое решение”. На вопрос, чем может помочь ПЦА оставшимся без государственной поддержки людям, Э.Зейналов ответил, что лишь информированием общественности – “другими рычагами давления мы, к сожалению, не обладаем”. Правозащитник считает, что положение инвалидов усугубляется еще и неубедительностью отечественной судебной системы.

“Очевидно, что суд вынес решение в пользу инвалидов, но, как это зачастую происходит, решения наших судов носят лишь декларативный характер, не более”, – говорит глава ПЦА.

На прошлой неделе корреспондент “Эхо” попытался связаться с главой отдела пенсионных пособий Министерства труда и социальной защиты (МТСЗ) Руфатом Мюршитовым. Чиновник заявил, что будет отвечать на вопросы только через пресс-службу МТСЗ. В свою очередь в пресс-службе “Эхо” посоветовали прислать вопросы по факсу.

Пользуясь случаем, кроме вопросов, связанных с гянджинскими инвалидами, мы задали и другие. Пресс-служба отказалась ответить на наши вопросы тут же, попросив “отсрочку” до 3 июня. В назначенный день ни Р.Мюршитов, ни пресс-служба с “Эхо” так не связались. Встречные попытки добиться ответа также не увенчались успехом.

Любопытно, что в законах АР “О порядке рассмотрения обращений граждан”, а также “О свободе слова” указано, что, во-первых, “у обратившегося за получением информации лица запрещается требовать ее обоснования”, во-вторых, “если в течение указанных обращающимся за информацией лицом сроков для рассмотрения обращения необходимые сведения теряют свою значимость, обращение следует рассматривать безотлагательно, если же это невозможно, то не позднее 24 часов”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: