УРАНИ
Выборный марафон во Франции закончен – в стране завершился второй тур выборов в национальное собрание, и его результаты с полным правом можно назвать “ожидавшейся сенсацией”.
Впервые за последние 40 лет одной партии удалось добиться столь впечатляющего большинства в парламенте – сторонники президента Жака Ширака, объединившиеся в “Союз за президентское большинство”, получили не менее 350 мест в парламенте из 577, что является беспрецедентным успехом.
Еще более 40 мандатов получили другие правоцентристские партии, формально не входящие в “шираковский” “СПБ”. Французским социалистам на этот раз придется довольствоваться 138 депутатскими местами, в то время как в парламенте прошлого созыва у нее было 250 депутатских мест. И это тоже беспрецедентно низкий результат, особенно для традиционно “левой” Франции.
После того как во втором туре президентских выборов Жак Ширак завоевал более 80% голосов избирателей, многие представители левой интеллектуальной элиты страны рассуждали о том, что тогда большинство французов голосовали не за Ширака, а против Ле Пена, и к парламентским выборам распределение симпатий и антипатий в стране может измениться.
Однако еще в первом туре президентских выборов “надежда и опора” французских левых – премьер-министр страны Лионель Жоспен – уступил не только Жаку Шираку, но даже откровенному маргиналу, лидеру профашистского “Национального фронта” Жан-Мари Ле Пену был вынужден подать в отставку.
После этого рассчитывать на успех социалистам вряд ли стоило. Сам же Ширак давал понять, что ожидает окончания, как говорили во Франции, “периода сожительства”, то есть вынужденного сосуществования правого президента с левым парламентом и премьером. Что в конечном итоге и получилось. Три мандата будут у партии “зеленых”. Коммунисты сумели избежать весьма реальной угрозы остаться “за бортом” парламента и провели в его состав 21 депутата, что позволит им даже сохранить свою фракцию.
Но за бортом парламента остался Ле Пен со своим “Национальным фронтом” – у партии, всего два месяца назад праздновавшей свой неожиданный успех в первом туре президентских выборов, не будет ни одного мандата в парламенте страны. “Это не парламент, а просто “охвостье”, не представляющее интересы и половины французов.
Эти люди будут голосовать лишь за 40% законов, которые действуют на территории Франции, оставив Брюсселю целых 60%. Другими словами, здесь больше показухи, чем дела. Однако вновь избранным депутатам левого и правого толка это будет вполне на руку, поскольку не вызывает сомнений тот факт, что для этих людей на первом месте стоит личное благополучие, а не будущее Франции. Тем временем для нас важнее всего именно будущее страны. Мы относимся к числу тех шести миллионов французов, интересы которых не будут представлены в национальной ассамблее, но которые будут готовиться к тому, чтобы выступить в полную мощь в тот момент, когда парламент обнаружит свою несостоятельность”, – так комментировал свое поражение Ле Пен.
От вопросов же журналистов, намерен ли он попытать счастья на новых выборах, разменявший восьмой десяток политик только отмахнулся. А сторонники Ширака открыто празднуют победу.
По мнению многих, в парламенте Франции на сей раз уже не будет того самого периода закулисных переговоров о формировании будущей правительственной коалиции, торга за министерские посты и т.д. – обладая столь впечатляющим большинством, сторонники Ширака могут позволить себе такую роскошь, как однопартийное правительство. А пост премьера прочат Раффарену – главе переходного кабинета.
“Это безусловная победа является символом союза и доверия между президентом и правительством, между правительством и парламентом и между парламентом и французами. Эта победа, разумеется, налагает на нас большую ответственность – и мы приложим все усилия для того, чтобы не предать доверие французов, отдавших нам свои голоса. Мы будем действовать твердо и открыто, уважая оппозицию и стремясь полностью выполнить продекларированную нами программу действий”, – пообещал он.
А наблюдателям в Баку остается только догадываться, претерпит ли изменения состав французского кабинета и сохранит ли в нем свой пост нынешний министр юстиции Патрик Деведжян.
В середине восьмидесятых годов он, личный друг и адвокат Жака Ширака, занимавшего в те годы пост мэра Парижа, бесплатно защищал в судах армянских террористов, стрелявших в турецких дипломатов, а потом заявил в интервью “Армениан рипортер”: “Некоторые дают деньги, другие свою работу, а третьи – кровь этой борьбе. Я поставил ей на службу свою профессию”.
К этому остается только добавить, что и сам Раффарен – один из наиболее известных во Франции лоббистов армянских интересов.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год