Алиев встретится с Кочаряном

Г.МАМЕДЗАДЕ, НУРАНИ

Визит президента Азербайджана в Нахчыван явно был приурочен к Дню национального спасения. Однако прошел он, возможно, вопреки желанию самого главы государства, под “карабахским” знаком.

И в то время, пока глава государства торжественно открывал олимпийский комплекс и обедал в армейской столовой, представители оппозиционных правительству кругов напряженно вычисляли истинные мотивы визита Алиева на родину, никак не связывая их непосредственно с участием в церемонии открытия спорткомплекса в Нахчыване.

По мнению пресс-секретаря партии “Мусават” Мехмана Джавадоглу, цель поездки президента в НАР заключается в намерении собрать воедино свой разрозненный электорат, чтобы подготовить социальную базу для участия в предстоящих президентских выборах.

Однако М.Джавадоглу полагает, что в настоящее время президент Г.Алиев уже не располагает политической поддержкой нахчыванского электората, некогда приведшего его к власти. Основная причина недовольства – тяжелая социально-экономическая ситуация в регионе, что, по мнению оппозиционера, является результатом той политики, которую президент проводил до сих пор. Однако прозвучали и другие мнения, даже в лагере оппозиционеров.

В частности, представитель партии “Адалят” Иса Мирзоев подчеркнул, что нахчыванцы традиционно благосклонны к Г.Алиеву и встречают его с искренним радушием. Между тем в связи с визитом президента в Нахчыван стали усиленно муссироваться слухи о том, что, возможно, настоящей целью поездки является встреча с Кочаряном. Об этом говорит и сама атмосфера, в которой проходит визит президента в автономию.

Как сообщил “Эхо” представитель нахчыванского отделения Демпартии Вахид Алиев, вся программа пребывания президента в НАР держится в обстановке секретности, не разглашаются подробности того, с кем он будет встречаться и с какой целью.

На размышления наталкивает тот факт, что вчера президент в своем выступлении перед личным составом одного из нахчыванских воинских подразделений, касаясь вопросов урегулирования карабахского конфликта, отметил, по сообщению агентства “Туран”, что, возможно, вскоре состоится встреча президентов Азербайджана и Армении. Однако Алиев не уточнил место рандеву, но вновь подчеркнул, что склоняется к мирному урегулированию карабахского конфликта.

Представители нахчыванской оппозиции критически восприняли это выступление президента, утверждая, что своими разговорами о мире власти, нацеленные на поддержание своего рейтинга, пытаются играть на настроениях общественности. Особенно на фоне того, что переговорный процесс по карабахскому урегулированию не принес пока ощутимых результатов.

По мнению Мехмана Джавадоглу, если бы какая-либо встреча Алиева и Кочаряна действительно планировалась, информация об этом обязательно просочилась бы по каналам медиа-структур, к примеру, армянских СМИ, однако этого не произошло, что, ставит под сомнение достоверность такой информации. Насколько вообще в нынешней ситуации на переговорах реальна встреча двух президентов?

С одной стороны, рост дипломатической активности налицо: переговоры министров иностранных дел Азербайджана, Армении и Турции в Рейкьявике, личных представителей президентов Азербайджана и Армении – в Праге, обсуждение карабахской проблемы на российско-американском саммите в Москве, включение Карабаха в повестку дня предстоящего саммита “большой восьмерки”.

Если учесть, что все происходило на фоне роста влияния в регионе США и Турции, в Азербайджане с новым витком переговорной активности связывали осторожные надежды, в то время как лидеры армянских сепаратистов в Карабахе всерьез беспокоились, что по сути дела оказались “выведенными за скобки” переговорного процесса.

“Министр иностранных дел Нагорного Карабаха” Наира Мелкумян спешно отправилась в США, чтобы напомнить миру о собственном существовании. В Вашингтоне она, кроме встреч с армянскими лоббистами, по сообщению ереванских СМИ, провела переговоры и с американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Рудольфом Периной.

Комментируя этот факт, пресс-представитель госдепартамента США Рикер заявил, что “США не признают так называемое правительство Нагорного Карабаха”. Указав, что переговоры с представителями Нагорного Карабаха – это часть усилий Минской группы, чьим сопредседателем являются США, по мирному урегулированию спора за регион, Рикер подтвердил, что посол Руди Перина встречался с “миссис Наирой Мелкумян, представителем Нагорного Карабаха”.

После чего заявил: “Соединенные Штаты поддерживают территориальную целостность Азербайджана и признают Нагорный Карабах частью Азербайджана, и мы верим, что политическое решение конфликта должно быть найдено”.

Проще говоря, результат визита Мелкумян в США оказался обратным ожидаемому, и равновесие сил в регионе явно смещается в сторону Азербайджана. Однако заявление президента Азербайджана о содержании “парижских принципов” грозит если и не взорвать ситуацию в регионе, то уж во всяком случае окончательно спутать карты.

В самом деле, идею “территориального размена” в Армении весьма плотно увязывают с “парламентским расстрелом” 1999 года, одних только слухов об обмене территориями оказалось достаточным, чтобы вскоре после переговоров в Ки Уэсте Роберт Кочарян оказался на грани, не совсем добровольной, отставки.

В нынешней ситуации, когда армянская оппозиция вновь заговорила об отставке Роберта Кочаряна в связи со все теми же событиями 27 октября 1999 года, заявление Алиева может иметь для армянской внутренней политики самые неожиданные последствия.

Напомним: в 1997 году в ходе своего визита в США президент Азербайджана Гейдар Алиев рассказал о том, что именно обсуждалось на переговорах в рамках ОБСЕ. В ответ тогдашнего президента Армении Левона Тер-Петросяна обвинили в “предательстве”, он выступил со своим знаменитым письмом “Война или мир? Время призадуматься”, где призвал к компромиссам с Азербайджаном, и в конце концов был вынужден подать в отставку. В результате переговорный процесс тогда завис окончательно.

Но на сей раз в Ереване, где на политический истэблишмент любое упоминание о “территориальном размене” действует как красная тряпка на быка, повели себя по-иному. По словам пресс-секретаря МИД Армении Дзюник Агаджанян, МИД Армении категорически исключает возможность рассмотрения в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта варианта предоставления Мегринского коридора Азербайджану в обмен на Лачинский.

Однако вряд ли и в Азербайджане, и в Армении в ближайшее время удастся избежать резкого роста внутриполитической напряженности в связи с недавними заявлениями Алиева по Карабаху. А это значит, что обоим президентам будет явно незачем лишний раз “раскачивать лодку” и будоражить общественное мнение. Словом, вероятнее всего, что теперь в переговорном процессе наступает очередная пауза.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: