Президент Турции прибыл в Иран

Т.КАСИМОВА, Х.ИСМАИЛОВА

Визит в Иран президента Турции Ахмеда Неджета Сезера турецкая пресса как правая, так и левая, уже назвала историческим. Журналисты напоминают, что поездка Сезера в Тегеран намечалась еще в 2000 году, когда в этой стране проходил саммит Организации Исламская конференция.

Как указывает пресса, первоначально Сезер планировал посетить в этой связи Тегеран, но потом отказался от этого намерения: Турция тогда проводила очередную антитеррористическую операцию, к тому же выявились контакты ПКК с властями Ирана. Визит состоялся только теперь.

В самом деле главам Ирана и Турции – а Сезер отправился в Иран по приглашению президента этой страны Мохаммеда Хатами – явно есть что обсудить. У Турции и Ирана – достаточно протяженная граница. Многие наблюдатели упоминают в этой связи и строительство трубопровода из Туркменистана через Иран в Турцию, против чего категорически возражали США.

Немало беспокойства в Анкаре вызывает иранская ракетная программа. Наконец, можно вспомнить, что в турецкую экономику вложены солидные иранские инвестиции, в этой стране осели и многие из тех, кто покинул Иран во время исламской революции. Не говоря уже об активистах национального движения в Южном Азербайджане.

В 1991 году, во время визита в Турцию тогдашнего президента Ирана Хашеми Рафсанджани, на его переговорах с президентом Турции Тургутом Озалом переводчиком оказался политэмигрант из Южного Азербайджана, приговоренный в Иране к смертной казни. Несмотря на все возмущение иранского гостя, заменить переводчика Тургут Озал категорически отказался… В какой степени “южноазербайджанский фактор” оказал влияние на тематику нынешних переговоров, судить трудно.

Однако большинство наблюдателей обратили внимание, что в программу визита включено посещение исторического центра Южного Азербайджана – Тебриза, где президент Турции, кроме всего прочего, совершит прогулку по городскому базару. Не исключено, что таким способом правительство Ирана пытается доказать всем и вся, а больше всего самим себе, что в Тегеране не испытывают никаких опасений по поводу влияния Турции в Южном Азербайджане. Наконец, многие прогнозируют, что в ходе переговоров Турция постарается привлечь Иран к борьбе против ПКК.

Как отмечает в этой связи “Радикал”, накануне визита Сезера в Иран появились слухи, что на территории Исламской Республики обнаружился Джемиль Байык, один из руководителей ПКК.

Правда, эту информацию в Тегеране категорически опровергли. Пресса никоим образом не оговаривает, будет ли затронут в ходе переговоров Сезера с иранскими официальными лицами так называемый “азербайджанский блок” проблем – прежде всего урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. Тем более, что в последнее время Иран всячески проявляет свое стремление войти в число “официальных” посредников, иранские дипломатиы ведут переговоры с сопредседателями Минской группы и т.д.

Наконец, не следует забывать, что как раз накануне визита Сезера в Иран президент Азербайджана Гейдар Алиев обнародовал те самые “парижские принципы”, основанные на идее обмена территориями и предусматривающие, кроме всего прочего, изоляцию Ирана от Армении. Вместе с тем не исключено, что в ходе переговоров будет затронут и такой вопрос, как попытка “экспорта революции” со стороны Ирана в Турцию.

В частности, МИД Турции неоднократно выражал протесты по поводу участия иранских дипломатов в религиозно-политических митингах в Конье – цитадели турецких исламистов. А не так давно в Турции прошла серия судебных процессов над активистами “Хезболлах” – клерикальной террористической группировки, весьма активно поддерживаемой Ираном.

Трудно спорить с теми, кто полагает, что поездка Сезера в Иран – это еще и попытка продемонстрировать политическую поддержку самому Мохаммеду Хатами и проводимым им в Иране реформам. Правда, реформы эти половинчатые и непоследовательные, и сегодня уже понятно, что те надежды, которые возлагались на “иранского Горбачева” сразу же после его триумфального успеха на президентских выборах, вряд ли имели шанс оправдаться, но тем не менее они все-таки лучше, чем безраздельное господство “муллократии”.

Однако точно так же трудно исключать, что немалую роль тут сыграло и стремление Анкары повлиять на своего давнего союзника – США.

Конечно, Турция вряд ли собирается, подобно России, реализовывать в Иране такие программы научного, а тем более военного сотрудничества, которые нарушают режим нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки. Но вместе с тем в эти дни в Вашингтоне постоянно проходят переговоры с курдскими лидерами (представителей ПКК среди них нет).

Лидеры курдов в обмен на свое участие в операции по свержению Саддама Хусейна пытаются “выторговать” не то расширение своей автономии на севере Ирака, не то провозглашение независимого курдского государства. А такая перспектива вызывает серьезную озабоченность Анкары, и не исключено, что одна из целей визита Сезера в Тегеран – это и стремление добиться от Вашингтона большего учета интересов Турции в Северном Ираке.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: