Гамид ГАФАРОВ, лагерь “Галхан”
Передача программы НТВ российского телевидения о детском спецназе, просмотренная мною 25 мая сего года, заставила вновь взяться за перо и в который уже раз обратить внимание общественности и компетентных организаций на одну их многочисленных проблем – проблему детей беженцев, детей из неблагополучных семей и беспризорников. Коротко опишу, в чем была передача. Молодые, вышедшие в отставку спецназовцы России, собрали беспризорных детей и детей из неблагополучных семей и, с благословения государства, создали учебный центр “Каскад”. Обучение идет по полной программе спецназа, никаких скидок на возраст.
Увиденные кадры могли повергнуть в ужас обывателя. Здесь владение боевым оружием и военная тактика, рукопашный бой, поедание лягушек, прыжки с парашюта и многое другое. Поразительно, с какой серьезностью совсем еще дети (иным нет и десяти лет), по словам их учителей, обучаются искусству уничтожения врагов. Спартанская жизнь в военных лагерях, полное самообслуживание, изнурительные физические нагрузки воспитывают в детях уверенность в себе, собственную значимость, подготавливают их к жизни в обществе. Сами военные со всей откровенностью заявили, что, не будучи в состоянии откупиться от армии, эти дети в любом случае будут служить, а это означает необходимость научить их искусству выживания, научить не пропасть и помочь другому. Смелость, с которой в России подготавливают мальчишек к службе в армии, достойна восхищения.
Впрочем, такие же военные лагеря существует и в Беларуси. На протяжении восьми лет я выступаю в прессе и на многочисленных собраниях, посвященных поиску решения проблем беспризорников и детей из палаток, с предложением создания детских военно-патриотических лагерей, аналогичных тому, что я создал в 1995 году. Я и не мечтал о столь смелых решениях, какие увидел в этой передаче. У меня в лагере акцент больше делался на патриотическое, чем на военное воспитание детей. Меня же критиковали за одно только ношение детьми военной формы.
И вообще, все время я встречался с непониманием со стороны как иностранных (это понятно, никому не нужна сильная Азербайджанская армия), так и местных чиновников. В апреле 1998 года через газету “Бакинский рабочий” я обратился с призывом к офицерам высшего состава Национальной армии, командирам воинских частей взять в свою часть по 15 – 20 мальчиков из палаточных городков или беспризорных детей. Их содержание не потребовало бы больших затрат, обучаться они могли бы в близлежащих школах, а нахождение в воинских частях могло бы стать базой для подготовки к поступлению в Детский военный лицей им. Дж.Нахчыванского, т.е. определило бы их дальнейшую судьбу. К сожалению, ответа не было. Может быть, высшее руководство посчитало это мелочью на фоне тех глобальных проблем, которые стоят перед армией.
Но все крупное слагается из мелкого. Решать же вопрос детского военно-патриотического воспитания придется именно так, разнообразными способами. В сущности, с такой же проблемой я столкнулся и после создания детского военно-патриотического лагеря для детей беженцев “Галхан”. Лагерь существует уже восьмой год. Накоплен колоссальный опыт. Получены впечатляющие результаты. Дети в лагере помимо реабилитации, отдыха, занятий спортом, культурной программы, обучались основам военного дела, рукопашному бою, азам владения оружием. Самое же главное – они воспитывались в духе любви к Родине. Основные цели, которые я преследовал, перечислю по отдельности:
– в первую очередь дать понять детям, что они, несмотря ни на что, – частица нации, народа, а не изгои;
– изменить иждивенческий подход к жизни, выработанный длительным проживанием в палатках и за счет благотворительности. Разбудить в сердцах детей беженцев патриотизм, самосознание, самоуважение и уверенность в своих силах. Развить чувство общественного сознания;
– судьба распорядилась так, что получение образования для абсолютного большинства палаточных детей дело несбыточное. В то же время дети, проживающие в палатках, неприхотливы в быту, выносливы и очень целеустремленные. Все эти качества дают предпосылки к воспитанию из них отличных военных. Здесь они дадут сто очков вперед любому чаду, воспитанному в благополучии мамой вовсе не для Родины, а для личного и маминого счастья. Хочу отметить, что мой метод получил подтверждение на практике. 17 воспитанников моего лагеря поступили в Детский военный лицей им. Дж.Нахчыванского. Трое уже успешно окончили его и поступили в Высшее военное училище. И вновь нет поддержки со стороны государства. Естественно, что без правовой поддержки никакие начинания не могут получить своего развития. Скажем откровенно, где, как не в армии, эти дети смогут проявить себя?
Они нуждаются в ней, а она в них. Не надо пугаться того, что будущие мужчины с детства начнут готовиться к этой сложной и очень ответственной профессии – защитник Родины. Сколько жизней было бы сохранено, если бы во время военных действий в бой шли подготовленные, а не запуганные неизвестностью юноши.
Помните те страшные дни, когда военные хватали необученных и неподготовленных, вывозили на передовую, фактически на погибель? Именно эти действия властей и внушили страх и ужас перед службой в армии, именно поэтому сегодня в армию идут те, кто не может откупиться. Впрочем, никто не понес наказание за эти бессмысленные действия, нанесшие колоссальный вред республике. Давно пришло время исправить положение дела. Если сейчас мы заранее начнем подготавливать детей к службе в армии, то сохраним и их жизни, и границы своей республики. Вы не задумывались, почему в американской армии потери исчисляются единицами, да и из них часть – просто несчастные случаи? Да потому, что в армии служат хорошо подготовленные воины.
Конечно, это не панацея решения проблемы, а один из способов ее решения. Но его нельзя игнорировать. Жаль, что эта истина, понятная в других странах, не нашла своего понимания у нас. Многочисленные детские организации, как государственные, так и неправительственные на протяжении около десяти лет стараются решить проблемы этих детей. Тратятся большие деньги на проведение конференций, совещаний, создание интернатов. Сколько лет и средств потрачено на полемику, а улучшения положения не видно. Более того, ситуация ухудшается. Давно назрел вопрос создания действующей государственной детской программы.
Решение детской проблемы разрозненно, не планово, поэтому не дает никаких результатов. Пришло время решения вопроса не терапевтическим, а хирургическим способом. Время потеряно. Уже выросло целое поколение детей беженцев. Никто не сможет вернуть им детство. Число бездомных и беспризорных детей растет, а это будущее Азербайджана, заметьте не такого уж большого государства. Злой рок повис над нами. Мы слишком быстро и много теряем территорий, населения, которое ищет лучшей доли в других странах, потеряли поколение детей. Что дальше? С чем останемся? Если останемся…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год