Цена экстрадиции для Азербайджана

М.БАГИРОВ, Н.АЛИЕВ

16 июня в военном суде Каира состоится очередное заседание суда по уголовному делу 94 обвиняемых в связях с международными террористическими группами. По сообщению агентства Reuters, в этот день перед судом предстанет новый фигурант – Абдель-Рахман Фахри Абуль-Алаа, экстрадированный в Египет двумя месяцами ранее из Азербайджана.

Впрочем, на скамье подсудимых находятся еще несколько человек, которые были задержаны на территории Азербайджана и переданы египетским спецслужбам – наша газета об этих фактах экстрадиции неоднократно сообщала.

Подсудимым, в том числе Абуль-Алаа, инкриминируются оказание финансовой поддержки вооруженным группам в Палестинской автономии и наличие планов по физическому устранению египетского президента Хосни Мубарака. Не исключено, что защита Абуль-Алаа на судебном процессе будет поручена адвокату Монтасеру Заяту.

При этом адвокат настроен оптимистически. Он выразил мнение, что вердикт по делу этого обвиняемого будет вынесен в тот же день, когда состоится первое рассмотрение его дела в суде, то есть 16 июня. Никто из подсудимых не признал своей вины. Защитники утверждают, что властям Египта просто необходим этот громкий судебный процесс, который длится с ноября прошлого года, чтобы повысить свой имидж в глазах США, приветствующих после трагических событий 11 сентября любые действия, проводимые под флагом антитеррора.

Примечательно, что Азербайджан, экстрадировав в Египет канадского гражданина, не поставил в известность об этом власти Канады. По словам анонимного канадского дипломата, которые приводят иностранные средства массовой информации, посольство Канады в Каире до сих пор не получило подтверждения об экстрадиции Абуль-Алаа ни от египетских властей, ни от посольства Азербайджана. Причем спецслужбы Египта от комментариев на эту тему отказываются. Надо отметить, что тема нарушений экстрадиционных норм спецслужбами стран, задействованных в антитеррористической кампании, не раз поднималась правозащитниками и зарубежными СМИ.

В числе “показательных” случаев, которые вызывали нарекания с правовой точки зрения, назывались и факты экстрадиции подозреваемых из Азербайджана. Так, в публикации “Правительство США обходит закон о терроре” влиятельная американская газета The Washington Post в качестве примера упоминает случай, когда сотрудники ЦРУ принимали участие в захвате в столице Азербайджана четыре года назад трех членов экстремистской организации “Египетский исламский джихад”.

В статье говорилось о том, что американские спецслужбы, заполучив подозреваемых, вывозят их в третьи страны (Египет, Иордания и др.), где к ним применяют запрещенные в США методы допросов, включающих в себя пытки и угрозы в отношении членов семей подследственных.

Американская газета ссылалась на осведомленные источники в госструктурах, которые информировали, что в отдельных случаях агенты американской разведки непосредственно участвуют в этих допросах. “После 11 сентября это происходит постоянно, – сказал на условиях анонимности американский дипломат. – Это позволяет получать информацию от террористов способами, которые мы не можем использовать в США”.

Азербайджанские правозащитники ситуацию с участившимися за последнее время случаями выдачи из Азербайджана иностранных граждан, подозреваемых в терроризме, считают тревожной. “Азербайджан в силу взятых на себя обязательств не имеет права выдавать иностранных граждан в страны, где их могут подвергнуть пыткам или смертной казни”, – сказал в беседе с нашим корреспондентом глава правозащитного центра Эльдар Зейналов.

По его словам, подобные обязательства вытекают как из внутреннего законодательства Азербайджана, так и из международных соглашений, к которым присоединилась наша страна. Другой стороной проблемы Э.Зейналов считает то, что эта выдача подозреваемых происходит в обстановке секретности.

“Хотя в некоторых аспектах это и оправдано оперативной необходимостью, однако тот факт, что имена людей, что были выданы из Азербайджана еще в 1998 году, как и тех, кто был передан Египту и Саудовской Аравии недавно, до сих пор остаются неизвестными, нельзя оценивать положительно. Это означает, что фактически вся эта процедура и связанные с ней действия спецслужб выведены из-под общественного контроля”.

При этом Э.Зейналов не исключает, что запрос о выдаче тех или иных лиц, подозреваемых в терроризме, может служить внешней формой политического преследования этих людей со стороны, к примеру, властей Египта.

“Не исключено, что лица, которых сегодня разыскивают американские спецслужбы или Интерпол по наводке египтян или афганцев или еще кого-то, на самом деле являются политическими эмигрантами”. По мнению правозащитника, для выяснения того, насколько обоснованны обвинения, выдвигаемые в отношении иностранных граждан, находящихся, к примеру, в Азербайджане, необходимо проведение судебных разбирательств.

“Сами американцы, – сказал Э.Зейналов, – когда к ним обращаются за выдачей “нацистских преступников”, проводят этих людей через открытые судебные процессы и, только установив вину в судебном порядке, их выдают”. “Азербайджан – член ООН, ОБСЕ, Совета Европы, подписант международных конвенций, – говорит Э.Зейналов. – Он должен руководствоваться этими конвенциями, а не тем, понравится ли что-то или нет в Вашингтоне или в Москве”.

Э.Зейналов не исключает, что торопливость Азербайджана по экстрадиции иностранцев, задержанных на его территории по запросу тех или иных государств, может повлечь за собой международные санкции. Это возможно в том случае, если “будет доказано, что выданные из Азербайджана люди подверглись пыткам”.

Так, потерпевшие, как отметил Э.Зейналов, вне зависимости от своей гражданской принадлежности могут обратиться в Европейский суд по правам человека и потребовать взыскать с Азербайджана – члена СЕ – компенсацию за нарушение своих прав на территории этого государства. В свою очередь начальник пресс-службы Министерства национальной безопасности Араз Гурбанов считает высказывания Э.Зейналова “несерьезными”.

По его словам, ожидать чего-либо другого от “человека, защищающего тех, кто совершил, теракты в бакинском метро, и называющего их политическими заключенными не приходится”. “Азербайджан при задержании подозреваемых в связях с террористическими организациями и выдаче их соответствующим органам государств, гражданами которых они являются, полностью исходит из международных норм и азербайджанских законов”, – подчеркнул А.Гурбанов.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: