РАУФ ТАЛЫШИНСКИЙ
Слово, вынесенное в заголовок, – самый распространенный у десятков звонивших в редакцию читателей комментарий того, что произошло вчера с трансляцией матчей чемпионата мира по футболу. Сильно добавило эмоциональности то, что все случилось неожиданно: сотни тысяч людей включили телевизоры, будучи абсолютно уверены в том, что увидят первый матч чемпионата. И не увидели. Люди ждали этого события четыре года.
Денег на то, чтобы срочно оплатить кабельный канал или купить спутниковую антенну у подавляющего большинства из них, нет. Как иначе они могут прокомментировать то, что произошло? Есть, конечно, и другие эпитеты, но наши читатели, надо отдать им должное, люди в большинстве своем культурные и сдержанные.
Как именно все это случилось, подробно описано в этом же номере газеты (см. стр.1). Но в данном случае интересно даже не столько то КАК, сколько ПОЧЕМУ. Министерство связи, видимо, понимая, что дело начинает пахнуть керосином, причем весьма интенсивно, вчера же с нехарактерной для этого ведомства оперативностью распространило официальное объяснение.
Суть объяснения сводится к тому, что футбола мы не увидим потому, что его на территорию Азербайджана не транслируют русские и турецкие каналы. “Виновник”, таким образом, хотя и косвенно, но обозначен. По поводу того, что “В СВЯЗИ С УКАЗАННЫМИ ПРИЧИНАМИ (выделено мной. – Р.Т.) игры чемпионата мира на Азербайджан транслироваться не будут, Министерство связи выражает глубокое сожаление”. Я, со своей стороны, вынужден выразить глубокое сожаление по поводу того, что у нас такое Министерство связи.
Потому, что “указанные причины” – это совсем не те причины, по которым мы не будем смотреть футбол. Причина совершенно другая. И к российским, и к турецким каналам она никакого отношения не имеет.
Причина эта становится очевидной, если принять во внимание то, что В ГРУЗИИ И АРМЕНИИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ РОССИЙСКИЕ И ТУРЕЦКИЕ КАНАЛЫ ЧЕМПИОНАТ МИРА ТОЖЕ НЕ ТРАНСЛИРУЮТ, БОЛЕЛЬЩИКИ МАТЧИ СМОТРЯТ. И не по кабельным и спутниковым каналам, а бесплатно. Об этом позаботились государственные телеканалы стран, купив право на трансляцию. В конце концов РТР (права на трансляцию купил именно этот российский канал) и TRT-I совсем не обязаны думать о гражданах другой страны, каковой для них является Азербайджан.
О гражданах нашей страны должен был позаботиться наш государственный канал AZTV. Возможно, это – тот самый случай, который позволил бы AZTV оправдать свое существование. Если бы права на трансляцию купили ANS или Space, им надо было бы сказать спасибо. Не купили – не может быть к ним никаких претензий, эти каналы живут на те деньги, которые зарабатывают, и их просто может не хватить.
AZTV живет на деньги бюджета, который складывается из налогов, которые платят граждане, которые хотят смотреть футбол. Этот канал не зарабатывает, он тратит. На зарплату своих работников, на ремонты своих помещений, на свое оборудование. Один раз мог бы потратить на тех, с кого эти деньги собираются. Именно так, кстати, поступили и в России, и в Турции, и в Грузии, и в Армении, и во многих других странах.
Не думаю, кстати, что у государственных телеканалов в Тбилиси и Ереване средств больше, чем у нас. Скорее, меньше. Но там, видимо, поняли, что оставить миллионы людей без долгожданного чемпионата мира – это вызов обществу. А значит, этот вопрос имеет прямое отношение к государственным интересам. И деньги нашли. Допустим, у нас не нашли.
Допустим, что мы беднее, чем Грузия и Армения. Ну обратитесь к народу, скажите: “Нет денег купить право на трансляцию, последние потратили на мраморную облицовку коридоров и дверные ручки”. Но обратитесь заранее, чтобы болельщики могли создать фонд, скинуться в него по 1 доллару. Всего, насколько известно, нужно было 600 тысяч долларов, а такое количество болельщиков в стране нашлось бы. Но для этого нужно было бы, чтобы кто-то в одном из высоких телевизионных или футбольных кабинетов вспомнил о своих прямых обязанностях.
И в этом смысле, если вернуться, к заголовку этой колонки, размеры свиньи, которую наши телечиновники подложили политическому руководству страны, еще предстоит оценить. Во всяком случае, если судить по вчерашним звонкам в редакцию разъяренных болельщиков, аукаться эта история будет еще долго и далеко не только в пределах футбола.
И, наконец, о футболе, вокруг которого в стране в последнее время что-то слишком много скандалов. У нас, кажется, есть футбольная федерация, оставляющая за собой эксклюзивное право на то, чтобы представлять в стране футбол, защищать его интересы, принимать по футбольным вопросам эпохальные решения. Но почему-то у нас вошло в традицию: решения что-то получить принимаются с удовольствием, а вот решения что-то отдать – с этим каждый раз происходят заминки.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год