Оперы Узеира Гаджибекова сняты из репертуара театра?

Д.КАРАКМАЗЛИ

Юбилею трех великих опер – “Шах Аббас и Хуршудбану”, “Асли и Керем” и “Кероглу”, посвящена выставка, открывшаяся в Доме-музее Узеир бека Гаджибекова. Со дня премьеры спектаклей “Шах Аббас и Хуршудбану” и “Асли и Керем” прошло уже 90 лет. “Кероглу” немного моложе – этому спектаклю исполнилось 65 лет.

На выставке демонстрируются первые афиши к этим спектаклям, фотоснимки, фотографии исполнителей главных ролей и другие документы. Все три спектакля Узеир бека сыграли большую роль в развитии оперного искусства Азербайджана. Однако участь этих спектаклей сегодня оставляет желать лучшего.

К сожалению, ни “Кероглу”, ни “Асли и Керем” сегодня не ставятся на сцене театра. Некоторые считают, что если “Кероглу” снят из репертуара театра по техническим причинам – устарели декорации, костюмы пришли в негодность, то у “Асли и Керем” другие причины, скорее даже политические. Во всяком случае так считает певец Джанали Акперов.

Причину он называет такую: якобы кто-то решил, что героиня произведения Асли – армянка по национальности, и исполнять такой спектакль – значит, предавать свой народ. “Я обратился к самому произведению, но не нашел ничего о том, что Асли армянка. В произведении черным по белому написано, что Асли – христианка. Но даже если бы она действительно была армянкой, разве это может быть причиной наложения табу на замечательное произведение великого композитора”, – говорит певец. По словам Дж.Акперова, эта опера даже не записана на ленту.

“Завтра, когда армяне захотят и ее выдать за свою, у нас может не оказаться документов, убедительно доказывающих обратное”, – говорит он. Перед тем, как оперу сняли из репертуара, утверждает певец, телевидение в 1988 году отказалось заснять эту оперу на пленку, поэтому для истории она не сохранилась. В последний раз “Асли и Керем” звучала в исполнении Рамии Садыховой (Асли), и Джанали Акперова (Керем).

Певец, вспоминая интересные детали своего последнего исполнения роли Керема, рассказал, как после спектакля к нему подошел известный поэт и произнес проклятие (“ар олсун”) и вышел из зала.

С тех пор показ спектакля прекратился. После этого Дж.Акперов с помощью ученых-литературоведов всерьез занялся изучением произведения “Асли и Керем” и, к своему удивлению, нигде не нашел подтверждения армянского происхождения главной героини оперы Асли. “Неужели великая музыка Узеир бека, написанная к этому спектаклю, из-за предубеждения некоторых пристрастных политиков, должна кануть в лету?” – вопрошает Дж.Акперов. Дж.Акперов переживает и по поводу другого великого произведения – оперы “Кероглу”, где он также исполнял одну из главных партий.

По его мнению, если бы даже Гаджибеков написал только оперу “Кероглу”, то и тогда бы он с полным правом вошел бы в историю не только азербайджанской, но и мировой музыки – как гениальный композитор, стоящий в одном ряду с Бетховеном, Чайковским, Моцартом и другими гениями. Однако и эту первую оперу Востока не удалось сохранить на пленке. Две ее части во время пожара на телестудии сгорели, утверждает певец.

По его мнению, театру сегодня, как бы это ни было тяжело материально и технически, все же следует подумать о том, как реанимировать этот грандиозный спектакль, с которого он открывал сезон и начинал все зарубежные гастроли.

В свою очередь пресс-секретарь Азербайджанского академического театра оперы и балета Шукюфа Агамирзоева не разделяет позицию Джанали Аскерова. Она утверждает, что оба этих спектакля будут обновлены. И, по всей видимости, их премьеры следует ожидать в 2004 – 2005 годах. Она пояснила, что спектакли “Асли и Керем” и “Кероглу” были сняты с репертуара ввиду изношенности декораций и костюмов, то есть по объективным причинам. “Никаких других распоряжений по поводу оперы “Асли и Керим” к нам не поступало”, – отметила она.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: