В.АЛЕКСАНДРОВ
Одна из наиболее ярких страниц новейшей истории азербайджанского дзюдо связана с именем Расула Салимова. Атлет с ходу ворвался в элиту современного дзюдо, завоевывая награды на чемпионатах мира и Европы. Нынешний сезон складывается для Расула по-особому – не полностью оправившись от травмы плеча, он неплохо выступил на чемпионате континента в Словении.
И хотя до медали “недотянул”, проиграв в схватке за “бронзу”, но итоговое пятое место Р.Салимов смело может занести себе в актив. О прошедшем чемпионате Европы и предстоящих планах мы попросили рассказать самого спортсмена.
– Как вам за короткий срок удалось набрать форму перед соревнованиями в Мариборе?
– Я фактически семь месяцев не боролся, тренировался по своей программе – пробежка, штанга. А непосредственно на ковер вышел за две недели до поездки. Честно говоря, поначалу не хотел ехать в Словению, даже думал сделать операцию на плече. После сборов в Минске поехал в Москву на консультацию, где сказали, что можно обойтись без хирургического вмешательства. И я решил поехать в Марибор, тем более что давненько не боролся. А чемпионат Европы оказался в нынешнем сезоне единственным крупным стартом.
– Предположения о возможности успешного выступления были?
– Первая схватка оказалась довольно трудной, как-то непривычно было. В ходе встречи даже не думал о победе, основные мысли были заняты плечом, как бы вновь не повредить его. В результате, сам того не ожидая, я дошел до полуфинала, где мне противостоял не самый сильный соперник в лице Кухаренко. Я настроился, очень хотелось выиграть, ведь до решающей схватки оставался лишь шаг. К тому же соперник побаивался меня. Но одержать победу оказалось не суждено, Кухаренко перехитрил меня.
На поражении сказался и пропуск “предсезонки” – что называется, я потерял чувство ковра. Поначалу даже не хотел бороться за третье место, но все же вышел на поединок против Марка Хузинги. По ходу встречи я выигрывал голландца, но затем получил от судей замечания, что и предрешило исход борьбы. Если честно, то итоговым пятом местом доволен. Ведь за последние семь месяцев я провел считанное количество спаррингов.
– То есть, если бы вы были в полном порядке, то могли бы стать чемпионом Европы?
– Если бы отборолся хотя бы на последних сборах в Минске, то мог поспорить за титул. Тем более, что победу в Словении отпраздновал представитель Украины, которого я уложил чистым броском на прошлом первенстве континента. Так что сейчас основная цель – окончательно залечить плечо, тем более что в этом году больших соревнований не предвидится. Правда, через две недели я с Эльчином Исмайловым в составе румынской “Либерти” должны провести встречу Кубка европейских клубов против немецкой команды. А в целом надо готовиться к стартам следующего года, тем более что многие из них являются лицензионным. Так что хорошо, что я получил травму именно сейчас, ведь есть время подлечиться.
– Со своими соперниками по татами удалось пообщаться?
– Перед соревнованиями многие спортсмены не говорят друг с другом, диалоги в основном происходят после схваток – такова тактика. Порой атлеты просто “в упор не видят” тебя, не замечают, не здороваются. Тот же М.Хузинга, поняв, что нам предстоит встретиться, увидел меня и сделал вид, что не заметил. А так у нас нормальные, дружеские отношения. Некоторые даже знали, что я травмирован, ведь еще на сборах в Минске я сказал им, что, возможно, пропущу “Европу”. И тут в Мариборе появляюсь я. Может, подумали, что веду нечестную борьбу.
– Значит, получился эффект неожиданности?
– Да, многие не ожидали увидеть меня в полуфинале. Да и тренеры потом признались, что не ждали такого результата. Но они остались довольны моей борьбой, ведь при определенном раскладе можно было и выиграть золотую медаль. Но травма не дала этого сделать, а потому я продемонстрировал двадцать-тридцать процентов своих возможностей. Да и по первым схваткам соперники не спешили идти на приемы, может, несколько побаивались, не знали о травме. Так что первые встречи я выиграл за счет большего опыта и ошибок оппонентов.
– А чувствуешь, что качество борьбы за последнее время повысилось?
– Да, это ощущается. Раньше я выходил на татами и совершенно не думал о тактике, была одна мысль – побыстрее одолеть соперника. А с годами приходит опыт – где-то надо потянуть время, поправить пояс.
– Теперь главной задачей является попадание на Олимпиаду…
– Да, необходимо завоевать путевку в Афины. И желательно взять лицензию в следующем году, чтобы спокойно готовиться к летним играм. А то к Сиднею мы подошли несколько уставшими после многочисленных турниров. А так есть время, чтобы как следует настроиться на Олимпиаду и побороться за медаль.
– И взять реванш у Марка Хузинги?
– Да, мы боролись три раза и я постоянно проводил против него приемы. Он смог бросить меня лишь на прошлом чемпионате Европы, когда я получил травму пальца. Но вот какой парадокс – я бросаю Марка, а выигрывает он! Порой за счет судей, дающих мне замечания. Посмотрим, как он будет выглядеть в Афинах, но не думаю, что голландец сможет стать олимпийским чемпионом. Тем более, что сейчас появились очень амбициозные соперники из Грузии и Украины. Да сказывается и возраст, ведь у каждого есть периоды взлетов и спадов.
– По мнению большинства специалистов, вы находитесь как раз на взлете…
– Действительно, чувствую себя намного лучше, ощущается прилив сил, хочется бороться. Кажется, что я выиграю любого, кто выйдет бороться против меня.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год