Япония и Южная Корея культивируют старую вражду

И без того напряженные отношения между Японией и Южной Кореей из-за совместного проведения чемпионата мира по футболу 2002 года, скорее всего, только усугубятся. Обе страны-хозяйки перед началом футбольного спектакля в нормальной жизни действовали как ярые конкуренты, которые ставили друг другу подножки везде, где только возможно.

В нервирующем споре вокруг количества игр, открытия чемпионата и его финала, а также во внеспортивных делах страны, вынужденно ставшие партнерами, демонстрировали свое недовольство из-за возможной потери лица по причине получения права провести всего лишь один полуфинальный матч.

Теперь даже международная федерация футбола ФИФА, для которой при вынесении этого решения основную роль играли, пожалуй, мир и дружба, осознала: проведение чемпионата сразу в двух азиатских странах – причем не только по финансовым причинам – это не самая лучшая идея.

Какими странными остаются взаимоотношения соседей сегодня, демонстрирует и дипломатия. Южная Корея неоднократно и настойчиво просила, чтобы император Японии прибыл в Сеул к началу чемпионата, 31 мая. Это было бы первым визитом японского императора в Южную Корею после второй мировой войны, и поэтому он значил бы гораздо больше, чем просто “спортивный визит”.

Японское правительство отклонило это “дерзкое” требование, объясняя свой отказ тем, что Южная Корея не сможет гарантировать безопасность монарха. Однако фактически японцы прежде всего испугались враждебного отношения или неприятных инцидентов. Вместо императора в качестве замены решено было отправить в южнокорейскую столицу принца – двоюродного брата короля – как представителя императорской фамилии.

Японцы знают, что особенно их ненавидит самое старшее поколение корейцев, которое пережило четыре десятилетия жестокого японского колониального господства и оккупации. Женщин заставляли заниматься проституцией в военных борделях, мужчин принуждали к рабскому труду на оружейных заводах.

Тем не менее японцы никогда не пытались подвести черту под прошлым и просить прощения у соседей за совершенные преступления. Наоборот, правые круги снова и снова провоцируют раздражение и ответные удары. Недавнее – в апреле этого года – посещение японским премьер-министром Дзунъитиро Коидзуми токийского храма Ясукуни, где поклоняются, в частности, японским военным преступникам, снова вызвало возмущение у всех азиатских соседей Японии. Непонимание и серьезные протесты вызвало у них также появление нового учебника по истории, где военное прошлое Японии приукрашено. Следствием этого стало то, что Южная Корея временно отозвала своего посла из Японии.

Особая статья – это живущие в Японии корейцы, предки которых во время оккупации были вывезены в Японию. С этими людьми, численность которых превышает 600 000 человек, и поныне обращаются как с людьми второго сорта, и они, несмотря на то, что родились и выросли в Японии, вынуждены бороться за свое равноправие. Однако несмотря на сложные взаимоотношения и периодические антияпонские демонстрации, в Южной Корее за прошедшие годы никогда не возникало опасности серьезного, и тем более вооруженного, конфликта.

Оба государства культивируют “мирную вражду” с колеблющейся тенденцией к улучшению, причем корейцы судорожно пытаются копировать Японию, прежде всего в промышленности, но также и в обществе, архитектуре и состоянии окружающей среды. Молодое поколение, естественно, лучше понимает друг друга.

Южнокорейская молодежь любит японскую моду и японскую поп-музыку, с тех пор как ее разрешили исполнять в их стране. Японцы отправляются в Сеул за покупками, так как цены там ниже, чем дома. Молодое поколение смотрит на все гораздо более прагматично, чем старики. Но на время чемпионата пустившая первые ростки дружба уже успела исчезнуть.

Япония, как подлинный фаворит в организации этого чемпионата, никогда не забудет, что корейцы вклинились на последней минуте. Южная Корея, которая, в отличие от японцев, неоднократно проходила квалификацию к чемпионатам мира, напротив, считает себя лучшей футбольной нацией Азии и вместе с тем “настоящей” хозяйкой чемпионата. События ближайших дней станут для обеих наций своеобразной дуэлью. Но чемпионом мира, скорее всего, не станет ни одна из них.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: