М.БАГИРОВ
17 мая в Апелляционном окружном суде Варшавы была рассмотрена жалоба окружной прокуратуры на решение первой судебной инстанции, посчитавшей невозможной экстрадицию азербайджанского гражданина, разыскиваемого правоохранительными органами Азербайджана по обвинениям в происвоении чужого имущества и мошенничестве в особо крупных размерах – 32-летнего Эмиля Халилова. Апелляционный суд посчитал решение Варшавского окружного суда незаконным и вынес постановление о повторном рассмотрении дела. Не последнюю роль в положительном для Азербайджана решении вопроса сыграл тот факт, что в тот день Милли меджлис АР ратифицировал европейскую конвенцию “Об экстрадиции” от 1957 года.
“Это соглашение имеет большое значение для Азербайджана, – сказал в интервью “Эхо” начальник Национального центрального бюро (НЦБ) Интеропола Азербайджана Адалят Ибрагимов. – Нам, как организации, занимающейся розыском, установлением местонахождения и экстрадицией лиц, подозреваемых в совершении тех или иных преступлений, создавало большие проблемы то обстоятельство, что Азербайджан не принял европейскую конвенцию “Об экстрадиции”. Когда мы объявляли кого-либо в розыск, правоохранительные органы ряда европейских стран, с которыми Азербайджан не имел двусторонних договоров о правовой помощи, очень часто отказывались от взаимодействия с нами только потому, что Азербайджан не ратифицировал эту конвенцию”.
В качестве примера А.Ибрагимов привел дело Эмиля Халилова, выдачи которого из Польши Азербайджан добивается на протяжении 6 месяцев. По словам командированного в Польшу замначальника НЦБ Интерпола Таваккюля Мамишова, за 15 минут до начала судебного заседания 17 мая польская сторона получили документальное подтверждение того, что Милли меджлис только что ратицифицировал европейскую конвенцию “Об экстрадиции”. “Прокурор сообщил об этом на суде, – рассказал Т.Мамишев, – и это стало решающим аргументом в пользу отмены решения первой судебной инстанции о недопустимости экстрадиции Эмиля Халилова в Азербайджан. Решение окружного суда Варшавы было отменено как необоснованное”.
В ближайшее время, после решения ряда бюрократических процедур, связанных с затребованием польской стороной ряда дополнительных материалов по делу Халилова, будет назначена дата очередного судебного разбирательства. Вероятность принятия решения об экстрадиции Эмиля Халилова в Азербайджана в НЦБ Интерпола считают достаточно высокой. В международном розыске находится и Тамара Багирова, обвиняемая в мошенничестве на сумму почти полмиллиона долларов. Постановление о ее аресте было вынесено Насиминским районным судом в августе прошлого года. По данным НЦБ Интерпола, она была замечена на территории ряда европейских стран, однако никаких мер в отношении нее так и не было принято по причине того, что Азербайджана не значился в числе подписантов европейской конвенции “Об экстрадиции”.
Добивалась выдачи азербайджанская сторона и бывшего директора мелкооптовой базы “Торгмортранс” Джавида Самедова, которому инкриминируется хищение в размере около 100 тысяч долларов. В настоящее время Самедов, как проинформировали в НЦБ Интерпола, находится в Дании, где пытается получить статус политического беженца. Экстрадиционные документы в отношении Самедова, направленные в Данию в марте 2001 года, тоже не были рассмотрены. Другой случай – дело Зиндади Мамедова, жителя Сумгайта, разыскиваемого по обвинениям в разбойных нападениях и совершении побега из следственного изолятора. По данным азербайджанского НЦБ Интерпола, в настоящее время Мамедов занимается контрабандой наркотиков из стран Восточной Европы в Западную Европу.
“Мы несколько раз устанавливали его местонахождение, – сказал А.Ибрагимов, – в Англии, во Франции, в Германии, однако из-за отсутствия юридической базы в виде европейской конвенции “Об экстрадиции” мы не могли решить вопрос с его выдачей Азербайджану”. Теперь после принятия соглашения в НЦБ Интерпола надеются, что все эти проблемы остались в прошлом. 23 мая азербайджанская сторона направила соответствующее уведомление о ратификации документа в генеральный секретариат Интерпола и национальные бюро этой организации по всему миру. “В октябре 1917 года, – как образно отметил Т.Мамишев, – Ленин изрек фразу: Социалистическая революция, о которой так долго мечтали большевики, свершилась. Сегодня мы можем сказать, что в мае 2002 года свершилась и мечта правоохранительных органов Азербайджана – принята конвенция “Об экстрадиции”.
Это событие ставит нас на один уровень со всеми цивилизованными государствами Европы. Теперь мы с ними можем разговаривать на равных и в соответствии с этой конвенцией решать вопросы лиц, разыскиваемых правоохранительными органами Азербайджана по обвинениям в совершении тех или иных преступлений”.
В азербайджанском НЦБ Интерпола выразили сожаление тем, что в ряде средств массовой информации факту принятия Азербайджаном конвенции была дана политическая окраска. Так, информация о ратификации соглашения Милли меджлисом на страницах ряда газет упоминалась в контексте уголовного преследования бывшего президента Аяза Муталибова, экс-спикера парламента Расула Гулиева и бывшего прокурора Хатаинского района Махира Джавадова.
“Европейская конвенция не имеет никакого отношения к этим лицам, – сказал глава НЦБ Интерпола А.Ибрагимов. – Местонахождение каждого из них известно. Вопрос Аяза Муталибова, находящегося в России, решается в рамках Минской конвенции от 1993 года по семейным, уголовным и гражданским делам, членами которой являются и Россия, и Азербайджан. Какое отношение европейская конвенция имеет к Расулу Гулиеву, находящемуся в неевропейской стране, – США? Или к Махиру Джавадову, находящемуся в Иране? Это вопросы, которые решаются на двустороннем уровне. А выдать или не выдать этих лиц азербайджанской стороне – будут решать сами государства, на территории которых они находятся. Это их прерогатива”.
В НЦБ Интерпола в ответ на попытки политизации вопроса принятия европейской конвенции “Об экстрадиции” приводят положение из этого соглашения, которое запрещает выдачу лиц, преследуемых по политическим, расовым, религиозным и национальным мотивам.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год