“Война компроматов” по-боснийски

НУРАНИ

Балканы – это уже, к счастью, не “горячая точка” в полном смысле этого слова. Если еще совсем недавно сообщения о боях, “этнических чистках”, бомбовых ударах и последней “бархатной революции” в Белграде “открывали” информационные блоки, то теперь привлечь внимание масс-медиа имеют шанс разве что сообщения об очередных отставных и действующих сербских политиках и генералах, оказывающихся в Гааге на скамье подсудимых международного трибунала.

Однако сообщение популярной саудовской газеты “Аш-Шарк аль-Аусат” и разразившийся вслед за ним громкий политический скандал в Боснии и Герцеговине заставляют по-иному взглянуть на ситуацию.

Как указывает газета, Босния и Герцеговина продала Израилю вооружение, оплаченное Эмиратами. Соответствующая договоренность о продаже Израилю различных видов оружия, поставленных США Сараево за счет Объединенных Арабских Эмиратов, была достигнута в ходе визита боснийского министра обороны в Тель-Авив, а поставлялось оно через территорию Сербии.

Как пишет “Аш-Шарк аль-Аусат”, Босния перепродала Израилю в общей сложности 130 танков, 85 бронетранспортеров, 2 тыс. 940 ракетных снарядов, а также несколько боевых самолетов и вертолетов на общую сумму 50 млн. долларов. Фон, на котором появилось сообщение саудовской газеты, понятен. В годы балканской войны Босния и Герцеговина, со значительной мусульманской общиной, получала серьезную финансовую помощь от мусульманских стран, включая и монархии Персидского залива, к тому же она находилась под нескрываемым патронажем США.

Так что сам факт наличия у Боснии оружия, купленного на средства от финансовой помощи стран Залива, особых сомнений не вызывает. Визит боснийского военного министра в Израиль тоже объясним. Ключевой союзник Боснии в регионе – это Турция, у которой с Израилем – далеко не “бумажный” военный договор.

Только вот в роли покупателя этого самого оружия Израиль выглядит совсем не убедительно. Во-первых, эта страна сама является одним из крупнейших экспортеров оружия в мире, включая танки, ракеты и авионику. Во-вторых, Израиль весьма активно закупает новейшие образцы оружия у США и других стран Запада. Так что вряд ли правительство этой страны стало бы ввязываться в сомнительную операцию по закупке стреляющего “сэконд-хэнда” в Боснии. Словом, “сенсация” саудовских журналистов шита белыми нитками.

Тем не менее реакция парламентской оппозиции в самой Боснии оказалась более чем бурной. Оппозиционные партии, в том числе самая крупная партия демократического действия, тут же потребовали парламентского расследования скандала – мол, не могут молчать в то время, когда боснийским оружием “будут убивать палестинский народ”.

К тому же сенсация “Аш-Шарк аль-Аусат” появилась на небезынтересном фоне. Судя по всему, в Боснии донельзя обострились отношения между местными радикалами, делающими ставку на сотрудничество с арабскими странами, Ираном и т.д., с одной стороны, и приверженцами прозападного пути – с другой. Каким ударом по престижу “исламистов” оказался визит главы оборонного ведомства в Израиль, можно себе представить.

Плюс ко всему проиворечия эти проявились еще после сентябрьской трагедии в США, когда разыскиваемые члены “Аль-Гаэды” неожиданно обнаружились на территории Боснии, да еще к тому же выяснилось, что они принимали участие в боснийской войне и получили местное гражданство.

Парламентские дебаты, где рассматривался вопрос об их экстрадиции, были весьма острыми. А портреты разыскиваемых боевиков бен Ладена в окнах американского посольства в Сараево соседствовали с фотографиями Милошевича и Караджича еще в марте 2001 года, то есть до терактов 11 сентября.

Теперь же, когда теракты в США и антитеррористическая операция поставили перед жестким выбором не только Боснию, власти в Сараево понятным образом сворачивают свои связи с разного рода “исламскими благотворительными фондами”, многие из которых имеют косвенные связи с “Аль-Гаэдой”, занимаются пропагандой религиозного экстремизма и т.д.

В свою очередь исламским радикалам, в том числе и из стран Залива, терять свои позиции в Боснии тоже не хочется. Проблема, однако, в том, что публикация “заказной” статьи в саудовской газете и последовавший за ней парламентский скандал – это самые безобидные проявления соперничества. Так, на табачной фабрике в боснийском Мостаре были обнаружены огромные запасы нелегального оружия – около 50 тысяч минометных мин.

Через три дня внушительный арсенал: взрывчатка, минометы, детонаторы – был найден натовскими миротворцами на соседнем предприятии. В минобороны мусульмано-хорватской федерации в составе Боснии и Герцеговины тут же заявили, что ничего об обнаруженном оружии не знают.

Однако очень скоро местная пресса сообщила, что нелегальное оружие, обнаруженное военнослужащими международных сил по стабилизации в Боснии и Герцеговине на четырех складах в мусульманской части боснийского города Мостар, было складировано в конце 1995 года по приказу бывшего мусульманского руководства, которое не верило в то, что мирные соглашения в Боснии, вошедшие в историю под названием “дейтонских”, сработают.

Главным организатором же был бывший министр обороны республики Босния и Герцеговина Хасан Ченджич, который в свое время был вынужден уйти из большой политики под давлением США из-за связей с Ираном.

Среди других имен, замешанных в аферу с сокрытием вооружения, называются высокие мусульманские политики Харис Силайджич, Сафет Оручевич, Шефки Джих и Эсад Хум. В Боснии весьма популярна версия, что оружие это предназначалось косовским и македонским албанцам. Однако не исключено, что оно может заговорить и в самой Боснии, где исламистам очень не хочется терять своих позиций.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: