Холодные ветры над Южным Кавказом

НУРАНИ

Наша газета уже сообщала о намерении США ввести санкции против ряда армянских фирм, обвиняемых в нарушении режима нераспространения в отношении Ирана. Большинство армянских масс-медиа в этой связи процитировали заявление официального представителя госдепартамента США Ричарда Баучера, что санкции, введенные против фирм, не распространяются на государства. Тем не менее ни в Вашингтоне, ни тем более в Ереване не сомневаются, что в этом решении куда больше политического, чем военно-технического “содержания”.

Но если после того, как аналогичные санкции были введены в отношении ряда российских фирм, МИД РФ, как уже напоминала наша газета, выступил со специальным заявлением, а скандал в российско-американских отношениях тлел в течение нескольких месяцев, то реакция официального Еревана оказалась куда более сдержанной. Сразу же после заявления Баучера армянские дипломаты обещали, что не позднее чем утром 11 мая появится специальное заявление МИД Армении. Однако внешнеполитическое ведомство ограничилось только сообщением, что официальный Ереван ведет с США активный диалог по этой проблеме.

Куда более информативной, однако, оказалась реакция “неофициальная”. Наиболее откровенно по этому поводу высказалась близкая к правительственным кругам газета “Азг”. Указав, что пока неизвестно, какая именно армянская компания или компании обвиняются в продаже Ирану запрещенных технологий и материалов, газета безапелляционно заявляет: в решении просматривается политический подтекст. Во-первых, посол США Ордуэй в стране отсутствует. Во-вторых, “нынешний уровень отношений Армения – Иран отнюдь не воодушевляет Вашингтон”. Вывод, сделанный армянскими журналистами, приводим с сохранением весьма оригинальной авторской стилистики: “Не так уж и важно, содействует Иран терроризму, производит оружие массового поражения или нет. Важно то, что так полагают США, разместив Тегеран на той “оси зла”, которую начертили сами. Это ставит Армению в весьма неудобное положение. Иран – наш ближайший союзник, единственно надежный сосед, и высокий уровень армяно-иранских отношений имеет для Армении жизненное значение”.

Словом, если вопрос поставлен ребром: США или Иран, то Армения выбирает Иран. Более того, очевидно, что речь идет не только о позиции газеты “Азг”. 11 мая, на следующий день после того, как стало известно об американских санкциях в отношении Армении, президент этой страны Роберт Кочарян подтвердил, что в скором времени Армению должен посетить… президент Ирана Мохаммед Хатами, и его визит придаст новый импульс ирано-армянским экономическим связям. Даже если бы речь шла о подготовленном и заранее объявленном визите, с уточненными сроками и объявленной программой, то столь откровенное заявление президента Армении после американских санкций уже выглядело бы как недвусмысленный и весьма жесткий антиамериканский жест Еревана.

Однако дата визита Хатами в Армению еще не согласована, о чем недвусмысленно заявил сам Кочарян. И речь идет исключительно о “протокольном согласии”. Кочарян, напомним, побывал с визитом в Иране в конце минувшего года. Тогда же он передал президенту ИРИ приглашение посетить Армению с ответным визитом, Хатами это приглашение принял, но дальнейшего развития тема пока не получила.

Сейчас ясно, что речь идет об откровенной демонстрации. Плюс ко всему исполнять свой “танец с саблями” перед американским политическим истэблишментом в Ереване начали как раз в то время, когда США более всего необходимы твердые позиции на Южном Кавказе и по крайней мере предсказуемая обстановка в этом регионе.

Проще говоря, на Южном Кавказе возникают новые “разделительные линии”: Азербайджан и Грузия развивают свои отношения с Вашингтоном, Армения делает ставку на Россию и Иран. Судя по всему, напряженность на Южном Кавказе вскоре возрастет, и США вряд ли удастся сохранить в этом случае даже видимый нейтралитет.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: