Р.НАСИРОВ
Национальный банк Азербайджана (НБА) отозвал лицензии пяти коммерческих банков – Caspian Bank, Bay-Bank, Ulfat Bank, Universal Bank и Mech & R Bank. Правда, сами банки об этом пока ничего не знают. Во всяком случае для некоторых из них эта информация стала вчера шоком. Из-за отсутствия официального извещения со стороны НБА об отзыве лицензии в банках пока не пожелали комментировать произошедшее. Лишь в Bay-Bank агентству “Туран” отметили, что банк сам отказался от лицензии по причине отсутствия прибыли за 6 лет работы в Азербайджане.
Кстати, во время обсуждения законопроекта “О банковской деятельности”, которое состоялось вчера в отеле “Европа” по инициативе Ассоциации банков Азербайджана (АБА), никто на эту тему не говорил. А контингент там собрался солидный. Помимо начальника Департамента экономики Кабинета министров Октая Ахвердиева и эксперта Европейского союза по юридическим вопросам Менно Адена, в мероприятии также участвовали представители всего экономического блока правительства и неправительственных организаций. Представители негосударственных банковских организаций лишь вскользь упомянули о том, что законопроект дает слишком большие полномочия Нацбанку и скорее напоминает свод репрессивных мер.
Но все сказанное не имело никакого отношения к судьбе закрытой “пятерки”. Странно, что об этом не знал даже организатор вчерашнего “круглого стола”, президент Ассоциации банков Азербайджана Закир Зейналов. “Глава Национального банка Эльман Рустамов несколько недель назад открыто заявил, что в ближайшее время ожидается закрытие нескольких банков второго уровня. Но когда это произойдет, пока неизвестно. Во всяком случае НБА пока не распространил официальное сообщение по этому поводу”, – сказал банкир. Даже услышав названия банков, он все равно отказался комментировать их финансовое состояние. Было только сказано, что в АБА ничего не известно о деятельности Ulfat Bank, а Universal Bank в настоящее время не выполняет никаких финансовых операций по корреспондентским счетам. Хотя до недавних пор он достаточно активно действовал на рынке.
О закрытии банков мы узнали случайно, в ходе беседы в кулуарах отеля с одним из пожелавших остаться неназванным участников “круглого стола”. Информация оказалась достоверной, так как позже ее в беседе с “Эхо” подтвердили и директор Департамента методологии и лицензирования Закир Кязимов и глава Юридического департамента Нацбанка Рена Меликова. По словам последней, банки были закрыты в связи с недостатком финансов. “Они потеряли капитал, необходимый для обеспечения задолженностей перед кредиторами, неправильно управляли своими активами и не выполняли указаний Нацбанка. В связи с неоднократными предупреждениями с нашей стороны эти банки уже давно знали, что может наступить такой конец. Долгое время с ними велась работа и мы приглашали их менеджеров на собеседования.
Им предлагалось использовать потенциалы для оздоровления деятельности”, – сказала она. Было отмечено, что закрытие банков осуществлено в рамках консолидации банковской системы. На вопрос, “почему о закрытии банков стало известно неожиданно и об этом не были оповещены их клиенты”, Меликова ответила, что “Нацбанк не может заранее заявить об этом, из-за высокой степени конкуренции на банковском рынке. Действующий закон не позволяет оповещать клиентов банков о банкротстве. В то же время новый законопроект “О банковской деятельности” направлен на то, чтобы скорее предупредить общественность о возможном банкротстве банка. Подробно описана также процедура ликвидации банков. Закрыть можно будет даже банк, который еще не оказался в состоянии банкротства, чтобы кредиторы не обращались за обслуживанием”.
По словам же З.Кязимова, о банках, потерявших свои капиталы, было известно уже давно. Правда, об этом знали только в Департаменте контроля Нацбанка, проводившем мониторинг этих банков. “Если общественность узнает о состоянии банков, то в Азербайджане не останется ни одного”, – патетически заметил он. Согласно чиновнику центробанка, у НБА есть функции устранения недостатков и с момента создания банки находятся под постоянным контролем главного банка страны. Кязимов также подтвердил, что официально НБА пока не распространял информацию о закрытии 5 банков. Свою точку зрения высказал и эксперт Евросоюза по юридическим вопросам. Он считает, что главный банк страны может по усмотрению закрыть любой банк. “Верю, что на то действительно были причины. В вашей стране очень много банков и у них нет объемов капиталов, необходимых для продуктивной деятельности.
Я не говорю конкретно о пяти закрытых банках, поскольку не обладаю информацией об их финансовом состоянии. Однако и в Германии население заранее не извещается о закрытии какого-либо банка. Если информацию распространить до закрытия, то понятно, что из банка разбегутся все клиенты и коммерческое учреждение окажется в состоянии банкротства. Сама система требует секретности подобных операций”. Комментируя это решение Нацбанка, агентство “Туран” называет его “майским наступлением”. Агентство напоминает, что первая декада мая ознаменовалась революционными решениями НБА. Так, решением правления центрального банка с 1 мая один из самых действенных рычагов денежно-кредитной политики учетная ставка снижена с 10% до 7% годовых.
Буквально через несколько дней на очередном заседании правления НБА были отозваны лицензии у пяти вышеназванных банков. Таким образом, за последний месяц число действующих банков страны сократилось и теперь составляет 46. То есть, процентная ставка снизилась на 30%, а число банков – на 13%. Вместе с тем закрытие банков отразится на дальнейшем сокращении вкладов населения и депозитов в банковской системе. Еще после объявления о закрытии НSBCbank банки Азербайджана не заполучили основную часть клиентуры британского банка. Даже “локомотив” банков второго уровня – Международный банк Азербайджана – не очень-то преуспел в этом направлении. Иностранцы вообще мало доверяют местной банковской системе. Как видно, закрытие банков косвенно скажется и на сокращении доходов банковской системы.
Причем этот процесс продолжится и ближайшие несколько месяцев. По словам главы НБА Эльмана Рустамова, в стране останется 30-35 банков. В среднесрочной перспективе консолидация капитала в банковской системе и осуществление прочих реформ должны служить укреплению доверия национальной банковской системе и ее имиджу, в первую очередь в регионе.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год