М.ЭНВЕРОГЛУ
Сегодня истекает месячный срок, определенный президентом правительству на решение всех вопросов, связанных с применением конституционного закона “Об уполномоченном по правам человека (омбудсмане)”. Напомним, что этот нормативно-правовой акт вступил в силу 6 марта после обнародования в официальной печати.
Ожидается, что в скором времени на рассмотрение Милли меджлиса президентом будут представлены три кандидатуры на должность омбудсмана. Напомним, что целью этого должностного лица обозначена деятельность по восстановлению нарушенных государственными и местными органами власти прав и свобод человека. В Азербайджане действуют целый ряд неправительственных организаций, занимающихся защитой прав человека. Каково отношение этих структур к перспективе появления в стране омбудсмана – фактически “государственного правозащитника”. Изучение мнений руководителей некоторых правозащитных организаций по данному вопросу выявило существование противоположных точек зрения.
Так, выражая свое отношение к этому вопросу, сопредседатель Международной хельсинкской гражданской ассамблеи, глава местного комитета ХГА Арзу Абдуллаева отметила, что “все, что касается прав человека в Азербайджане, носит пропагандистско-показательный характер на потребу Западу”. По словам правозащитницы, по сути, характер взаимоотношений гражданина и государства абсолютно идентичен советскому. “Более чем уверена, что омбудсман будет полностью зависимым и управляемым чиновником исполнительной власти, таким же, как нынешние судьи”.
При этом А.Абдуллаева положительно отвечает на вопрос о наличии в Азербайджане людей, достойных должности омбудсмана, правда, эти заявления не конкретизируются. “Есть несколько авторитетных и международно-признанных правозащитников и других людей, права человека для которых не только теория, которые занимаются институализацией ценностей прав человека в нашей стране, однако именно по этой причине они не подойдут властям”, – резюмировала А.Абдуллаева.
Схожего мнения придерживается и глава Правозащитного центра Эльдар Зейналов. По его словам, все такого рода структуры создаются “сверху”. При этом правозащитник допускает возможность того, что омбудсман будет работоспособной фигурой, но добавляет, что это будет ровно настолько, насколько этого “захочет” президентский аппарат. “Наличие института омбудсмана вряд ли поможет в вопросах, имеющих большую политическую чувствительность, таких, как, например, проблема политзаключенных”, – сказал Э.Зейналов. По его мнению, кто бы ни был утвержден на должность омбудсмана, какие бы у него ни были выдающиеся личные качества, он не сможет преодолеть зависимость от исполнительной власти.
Напротив, исполнительный директор Ресурсного центра по правам человека Мехти Мехтиев связывает с появлением омбудсмана большие надежды. “Это имеет важное значение для Азербайджана”, – отметил правозащитник. М.Мехтиев считает, что кандидат на должность омбудсмана должен, во-первых, быть экспертом в сфере прав человека, и во-вторых, пользоваться доверием у широкого спектра общественных организаций. М.Мехтиев высказался и более конкретно.
По его мнению, необходимым критериям отвечает руководитель Института по правам человека Национальной академии наук Ровшан Мустафаев. М.Мехтиев объясняет это тем, что институт, который возглавляет этот человек, проделал большую работу в сфере прав человека, в том числе и в вопросе разработки законодательства по омбудсману. При этом правозащитник выразил надежду на то, что полномочия, предоставляемые законом омбудсману, не останутся на бумаге и в Азербайджане появится дееспособный механизм защиты прав человека на государственном уровне.
По мнению председателя Азербайджанского фонда развития демократии и защиты прав человека Мурада Сададдинова, вопрос дееспособности омбудсмана будет зависеть от личности, которую утвердят на эту должность. “Все будет зависеть, насколько этот человек сможет воспользоваться теми ресурсами, которые предоставляет ему законодательство”, – отметил правозащитник. Любопытно, что М.Сададдинов тоже высказался в поддержку кандидатуры главы Института по правам человека НАН, приведя почти идентичные доводы, что и М.Мехтиев.
По мнению М.Сададдинова, не стоит ожидать, что сразу с момента своего утверждения омбудсман начнет эффективно решать вопросы, связанные с защитой прав человека. “Это совершенно новый для Азербайджана механизм, и потребуется немало времени для того, что он вжился в существующую систему государственного управления”, – сказал правозащитник…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год