НУРАНИ, Н.АЛИЕВ
Результаты визита в Кыргызстан президента Армении Роберта Кочаряна трудно назвать сенсационными: подписания ряда документов по итогам подобного рода переговоров двух президентов следовало бы ожидать.
Как указывает кыргызское агентство “Кабар”, Роберт Кочарян и Аскар Акаев подписали 4 важнейших документа, в том числе договор “О дружбе и сотрудничестве между Кыргызстаном и Арменией”, который, по их определению, выведет кыргызско-армянские отношения на новый уровень, станет основой для политических, торгово-экономических, культурно-гуманитарных, научно-технических связей. Затем были подписаны межправительственные соглашения “О военно-техническом сотрудничестве”, “Об установлении воздушных сообщений”, “О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства”.
Кроме того, стороны договорились создать кыргызско-армянскую межправительственную комиссию по торгово-экономическому, социально-культурному, научно-техническому сотрудничеству. Было произнесено и много слов о “кыргызско-армянской дружбе”. В частности, А.Акаев отметил, что в его стране хорошо помнят, что Армения первой из стран-участниц Договора о коллективной безопасности оказала безвозмездную помощь во время нашествия банд международных террористов на территорию Кыргызстана в 1999 году. В ответном слове президент Р.Кочарян поблагодарил А.Акаева за теплый прием в Кыргызстане.
Он отметил важность и своевременность проведения в апреле 1994 года в Бишкеке крупной конференции под эгидой Межпарламентской ассамблеи СНГ. Ее результатом стало достижение договоренности конфликтующих сторон о прекращении огня. Кроме того, Акаев отметил, что позиции Кыргызстана и Армении по вопросам многостороннего сотрудничества в рамках СНГ и ДКБ носят схожий характер. А учитывая опасность, исходящую из очагов международного терроризма, А.Акаев обратил внимание главы Армении на актуальность превентивных мер, в числе которых назвал обмен информацией. Кроме того, обе стороны обратили внимание на общность географического положения стран, не имеющих выхода к морю. Обсуждались и проблемы борьбы с международным терроризмом, которые, по определению Р.Кочаряна, остаются актуальными как для Центральной Азии, так и для регионов Южного Кавказа.
Тем не менее реальные аспекты сотрудничества Кыргызстана и Армении остаются не совсем понятными. Несмотря на все заявления Аскара Акаева, говорить о сотрудничестве с Арменией в борьбе с международным терроризмом не приходится: на ее территории сегодня находится множество известных международных террористов, таких, как Мартирос Жамгочьян, Варужан Карапетян и т.д., а на оккупированных ею азербайджанских землях существуют лагеря и базы подготовки террористов.
Как известно, в 1999 году, когда в Башкентском районе Кыргызстана на протяжении нескольких месяцев шли бои с прорывавшимися из Таджикистана в узбекскую Фергану боевиками исламского движения Узбекистана, реальной помощи от своих партнеров по СНГ Кыргызстан так и не дождался, а Узбекистан вообще предпочел делать ставку на сотрудничество с Западом, прежде всего США. Еще труднее представить себе экономическое сотрудничество Армении и Кыргызстана. А это уже однозначно наводит на мысль, что речь идет об очередном военно-политическом союзе.
Предположение это не так уж и парадоксально. Во всяком случае в ходе своего визита в Армению в 1997 году Аскар Акаев умудрился… признать “геноцид армян”. Потом, приехав в Баку, от своих слов президент Кыргызстана отказался, затем снова повторил свое “признание”… Словом, одна позиция – для Азербайдана, другая – для Армении, и какая соответствует действительности, можно только догадываться. Можно вспомнить и поставки оружия, в частности патронов из Кыргызстана в Армению.
Конечно, появление в числе союзников Армении тюркоязычного Кыргызстана – факт для Азербайджана неприятный. Однако вряд ли в Кыргызстане вдруг обнаружилось столь влиятельное “армянское лобби”, на которое так удобно все сваливать, или же у Аскара Акаева вдруг проснулись симпатии к Армении. Куда логичнее предположить, что кыргызско-армянская дружба – это одно из проявлений сколачиваемого Россией военно-политического союза в рамках Договора о коллективной безопасности. Если СНГ продолжает оставаться аморфной и неструктурированной организацией без четких обязательств и взаиных договоренностьей, то ДКБ, куда входят и Армения, и Кыргызстан, – это уже реальный военно-политический союз, где невозможно дружить с одним из его членов и иметь прохладные отношения с другим…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год