М.БАГИРОВ
Вчера в Ереване прошли закрытые парламентские слушания, посвященные ситуации в регионе Южного Кавказа. Как “Эхо” уже сообщало, инициатором их выступил глава комиссии по государственно-правовым вопросам национального собрания Армении Виктор Даллакян, который еще 19 марта призвал руководство страны и политические силы обсудить факт ввода американских войск в Грузию. Планировалось рассмотреть вопрос через призму возможного влияния события на карабахский конфликт.
Надо отметить, армянская сторона сдержала свое слово – слушания оказались предельно закрытыми. Весь вчерашний день был отмечен отсутствием какой-либо информации о том, что происходило в парламенте Армении. Лишь в конце дня появились заявления официальных лиц по итогам слушаний. Причем все они носили довольно расплывчатый и осторожный характер.
Так, министр обороны Армении Серж Саркисян, как сообщает РИА “Новости”, по окончании слушаний заявил, что “Южный Кавказ сегодня не является взрывоопасным регионом”. По его словам, “есть регионы, где ситуация более сложная”. Саркисян подчеркнул, что для Армении очень важна стабильность в Грузии. В частности, отметил он, речь идет не только об общей ситуации, но “конкретно об абхазском вопросе”. “Мы приветствуем позицию руководства Грузии, которое готово решить абхазскую проблему мирным путем”, – заявил Саркисян. Министр обороны отметил, что Армения в настоящий момент имеет только одну железнодорожную линию, которая проходит через Грузию.
Кроме того, напомнил он, в Абхазии проживает большая армянская община, “поэтому нам не хотелось бы, чтобы армяне вовлекались в боевые действия”. И, наконец, сказал министр, если на территории одной из стран Южного Кавказа начнутся военные действия, то “они могут перекинуться на территорию Нагорного Карабаха”. Касаясь вопроса присутствия американских военнослужащих на территории Грузии, Саркисян указал, что это не вызывает беспокойства в Армении. “Для нас важно то, каким будет это присутствие в дальнейшем и к чему это приведет”, – отметил Саркисян. В свою очередь министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, говоря о процессе мирного урегулирования карабахского конфликта, сообщил, что в мае текущего года состоится встреча представителей президентов, а затем возможна и встреча на более высоком уровне.
“В мае или июне можно будет говорить о том, какое развитие получит процесс урегулирования карабахской проблемы”, – сказал Осканян. При этом он не исключил возможности ужесточения Азербайджаном позиции на переговорах, исходя из ситуации в регионе. “Однако мы считаем, что ситуация в регионе никоим образом не будут действовать на переговорный процесс, и надеемся, что Азербайджан правильно рассчитает свою политику”, – сказал глава МИД Армении. По мнению политолога Расима Мусабекова, обсуждение в армянском парламенте ситуации в регионе “не имеет никакого значения”. Заявления министра обороны Армении политолог назвал “умничанием”. “Если бы армян не беспокоила ситуация вряд ли они бы стали выносить вопрос на обсуждение в парламенте”, – отметил Р.Мусабеков.
По мнению политолога, по всей видимости, проведение слушаний связано с желанием уточнить свою позицию в связи с меняющейся обстановкой в регионе. Как считает эксперт, надеждам армян на то, что им удастся вечно удерживать чужие территории, приходит конец. “Армения в отличие от Азербайджана сегодня более уязвима от давления извне”, – сказал эксперт. Он сообщил, что армянский бюджет наполовину меньше азербайджанского и на 60% формируется за счет поступлений стран-доноров.
Больше всего Армения зависит от американской и российской помощи. “Когда Россия держит в Армению военнную базу, то это означает, что фактически субсидирует ее вооруженные силы, когда она совместно с армянской стороной охраняет границы, значит субсидирует охрану границ Армении”. То же самое, отметил политолог, можно сказать и об армянской экономике. “Обеспокоенность Армении связана с тем, что США и Россия придут к тому, что пора наконец зарвавшихся армян ставить на место”, – резюмировал Р.Мусабеков.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год