Госдума против прихода военных США в Азербайджан

М.БАГИРОВ

Появление американских военных экспертов в Грузии в связи с ситуацией в Панкисском ущелье вызвало жесткую реакцию в российских политических кругах. Особенно “отличилась” Государственная дума России, принявшая два резких постановления по этому вопросу. В числе инициаторов выражения протеста выступил глава комитета по делам СНГ Госдумы РФ Анатолий Чехоев. В интервью “Эхо” он прояснил свою позицию:

– Моя позиция – это позиция и наших соответствующих ведомств – МИД, спецслужб, Госдумы. И надо понимать, что когда за думское постановление голосуют более 340 человек, то значит, что это позиция всей Госдумы. И мне думается, что заигрывание Грузии с НАТО, а эта структура в явочном порядке вообще-то уже вошла в Грузию, до хорошего не доведет. Там уже 200 американских специалистов, уже почти 1000 человек размещены, подготовлены аэродромы с американскими радиолокационными и радионавигационными системами – в Вазиани и Марнеули. По-моему, американцев сейчас абсолютно не интересует, что происходит в Панкисском ущелье.

– Что же тогда их интересует?

– Я скажу так. Сегодня США и НАТО ведут глобальное геостратегическое нападение, или, точнее, интервенцию на территорию бывшего СССР. И они закрепляются практически во всех республиках. Война в Афганистане закончилась…

– Но ведь антитеррористическая операция еще продолжается.

– Нет, она закончилась по сути дела, а американские военные по-прежнему в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане. Посмотрите, что происходит. Там Палестина и Израиль. Это прелюдия к тому, что обязательно американцы в какой-то момент выбросят опять свои десанты. Не исключено, что в ближайшее время будет нападение на Ирак, кстати, большинство американских политиков не скрывают таких намерений. Они ждут, когда все-таки арабский мир выскажется более четко по отношению к этому конфликту.

Сейчас американцы входят уже в Закавказье. Они будут пытаться в обязательном порядке войти и в Азербайджан. Я думаю, что будут очень серьезно ставить вопрос о создании оси “Турция – Грузия – Азербайджан”, о чем говорят многие политики высокого ранга. И Азербайджан тоже попадет в эту программу экспансии НАТО в страны СНГ. А это вызывает естественно раздражение в России, потому что она хотела бы иметь соседей, которые были бы с ней связаны узами дружбы, сотрудничества, товарищества и взаимной безопасности.

– Очевидно, что если бы не было воли Грузии, скажем, Азербайджана, американцы не стали бы приходить в эти страны, и потом, причины этого, наверное, уходят в фактор недоверия этих стран к России, поэтому собственно Баку и Тбилиси больше смотрят в сторону Вашингтона.

– Я бы не так сказал. Почему у нас сегодня с Грузией визовый режим? Потому что нам отказали в совместной операции в Панкисском ущелье. Мы предложили, давайте мы поможем вам в том, чтобы там не было боевиков. Они отказались. Сегодня же разговор больше идет не о Панкисском ущелье, сколько о Южной Осетии и Абхазии. То есть, американцы, я уверен в этом, пообещали это грузинской стороне. Пара взрывов произойдет в Абхазии, пара взрывов в Южной Осетии – назовут это островками терроризма и попытаются военной силой решить проблемы. Эта опасность есть.

– Вы думаете, и что в случае прихода американцев в Азербайджан будет предпринята попытка силового решения карабахской проблемы?

– Американцы-то пообещают, но дело в том, что им глубоко плевать, что происходит с Южной Осетией, Абхазией и вообще с Грузией. Грузия сегодня по сути разрозненная республика. Им важно обеспечить свое присутствие там. И не исключаю того, я вполне ответственно говорю, что американцы первыми ради закрепления своих позиций там признают Южную Осетию и Абхазию как суверенные государства. Они разменяют Грузию ради того, чтобы присутствовать там.

Это звучит сейчас фантастически, но я сравнил ситуацию в Грузии с той, что была в Югославии, и вижу, что все сходится – сценарий один. То же самое может быть и в Азербайджане. Американцев интересует нефть, нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, завтра они пообещают, что решат карабахскую проблему, но закрепившись там, они в первую очередь будут решать только свои геополитические вопросы. И надо помнить одно: американцы никогда не идут туда, где стреляют. А бомбить они только с самолетов могут, а в Нагорном Карабахе в горах сколько можно набомбить, или в Южной Осетии и Абхазии? И они даже в этом не заинтересованы. Чем слабее будут Грузия, Азербайджан, тем выгоднее будет США, НАТО.

– Для обеспечения нормального функционирования трубопроводов в регионе, успешной реализации проекта Баку – Тбилиси – Джейхан наверняка должна быть обеспечена стабильность – в Азербайджане, в Грузии, это взаимосвязанные понятия, и Запад исходит из этого.

– Я не думаю, что спасение и Азербайджана, и Грузии именно в этих нефтепроводах. Америка решает свой стратегический вопрос – увести все транспортные артерии в обход России. Восстановить т.н. “Великий шелковый путь” и напрямую выйти на Азию в обход России через Грузию и Азербайджан. Но она здесь сделает то же самое, что она сделала в Югославии. Америка закрепилась там основательно и все, даже названия “Югославия” уже нет. Что будет с Азербайджаном и Грузией, сегодня вам точно никто ничего не скажет, но скажу одно: тех отношений, которые были с Россией, когда старались на паритетных началах оказания взаимной помощи решать проблемы, уже не будет.

Да, не отрицаю, с Азербайджаном Россия поступила очень плохо. Был период, когда выбор был сделан в пользу Армении, когда Россия отталкивала Азербайджан. И то, что почти до 1998 года ни одной российской официальной делегации не было в Азербайджане, – это упущение внешней политики РФ. Я это признаю и говорю об этом здесь, в Госдуме. Но сейчас ситуация серьезно изменилась. Путин сделал большое дело, изменив это отношение. И сегодня с Алиевым Путин ведет переговоры не менее доверительно, чем с Кочаряном. И сейчас на этом фоне вдруг уходить от России, я думаю, будет невыгодно Азербайджану.

– Но ведь Россия сейчас сама сотрудничает с США в борьбе с международным терроризмом?

– В контртеррористической операции? Это на словах. Что, российские солдаты участвовали в военных действиях? У нас была чисто гуманитарная помощь, мы подбросили там муки, сахара, одежды и все, больше ничего.

– Вы же сами отказались от участия в военных действиях в Афганистане. Глава МИД России официально об этом говорил.

– И правильно сделали. Извините, у нас в стране 22% населения – мусульмане. Как мы можем участвовать в операциях в Афганистане? Как мы можем это делать, если у нас 19 субъектов РФ – мусульманские республики? Здесь Россия поступила правильно. И вообще, в последнее время мы все чаще видим, что наши подходы с США разнятся. Так же, как и в Палестине. Ведь понятно одно: стоит американцам жестко сказать израильтянам – уходите оттуда, и через 4 часа ни одного израильтянина на палестинских территориях не будет. Но они этого не говорят. Они ждут, когда вмешается Ирак, чтобы потом нанести мощный удар. Их интересует Ирак, а не Палестина.

– Но вернемся в Закавказье. Приход сюда американцев вы рассматриваете как акцию, направленную против России?

– Да, это точно, я считаю так.

– Не думаете ли вы, что у Грузии были основания не доверять России, когда она отказалась от сотрудничества в проведении военной операции в Панкисском ущелье?

– В чем не доверять? Мы могли свои спецподразделения в пределах двух батальонов ввести в Панкисское ущелье и с другой стороны перекрыть по сути дела границу, и, наверное, в Чечне сегодня было бы намного спокойнее.

– В случае прихода американских военных в Азербайджан позиция Госдумы России будет столь же резкой, как и в случае с Грузией?

– Я вам это гарантирую. Мы будем резко выступать против этого…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: