Художница Азербайджана создает образы Майкла Джексона

Н.КЯМРАНГЫЗЫ

Известная художница-керамистка Наиля Султанова, как выяснилось, весьма неравнодушна к королю поп-музыки Майклу Джексону. Трудно подобрать точное выражение для описания подобных чувств одной творческой души к другой, тем более, что Наиля ханым категорически не признает применительно к себе слова “фанат”, утверждая, что ее переживания выходят за рамки этого заштампованного, набившего оскомину термина.

Так или иначе, но восхищение многогранным творчеством и яркой личностью Майкла Джексона, впервые проявившееся у Наили ханым лет десять назад, сейчас, кажется, достигло апогея. Художница собирает фотографии Джексона, посвященные ему книги и статьи, поддерживает связь с местным фан-клубом певца и, конечно, буквально круглосуточно слушает его песни, под которые ей хорошо работается и приятно отдыхается. Есть здесь и как бы второй уровень – мистический. Дело в том, что Наиля ханым ощущает постоянную духовную “параллель”, тесную связь с Майклом, как она его просто называет.

В это начинаешь верить, сравнивая фотографии Майкла Джексона и Наили Султановой. Сходство в чертах этих двух людей сильно впечатляет, особенно на снимках детских лет, где застенчивая смуглая девочка и хмурый, более чем смуглый мальчик выглядят почти как близнецы.

Следует сказать, что несколько последних месяцев Наиля ханым усиленно трудится над созданием грандиозной серии керамических блюд, посвященной лично Майклу Джексону. Певец изображен на каждой из работ данной серии, но ни один из этих портретов не повторяет другой ни по выражению лица модели и общему настрою, ни по сюжетной композиции, обрамляющей основную часть.

Наиля Султанова соединила в художественном сплаве традиции национальной миниатюры (составляющие основную линию ее творчества), разные грани личности своего кумира и оттенки своего отношения к нему. Король поп-музыки предстает перед зрителем то в облике средневекового азербайджанского вельможи, то в венце или тюрбане правителя. На его плечах золотятся богатые одежды, напоминающие своими узорами одновременно как азербайджанские, так и африканские орнаментальные мотивы. А на одной из работ узор одежды составлен из… нот, складывающихся во фрагменты мелодий песен Джексона!

Каждый портрет обрамлен декоративной композицией, в которую включена не только роскошная “рамка”-бордюр, но и другие изображения, и прежде всего портреты самой Наили ханым в виде то одной, то другой красавицы в средневековых одеждах. Они парят над Майклом как ангелы-хранители, с любовью склоняясь над ним и как бы читая ему на ухо то, что написано тут же, рядом. Ведь Наиля ханым обычно украшает росписью всю поверхность керамической формы: и оборотную ее сторону, и внутреннюю.

Разумеется, такие композиции только дополняют основные, размещенные на лицевой стороне, и состоят в основном из надписей-размышлений, вплетенных в орнамент. В данной серии такие надписи на обороте (а иногда и на лицевой стороне) блюд представляют собой пламенные дифирамбы личности и творчеству Майкла Джексона, больше напоминающие признания в любви, а иной раз таковыми и являющиеся.

Наиля ханым создала уже довольно много блюд для этой серии, тем не менее об окончании работы говорить пока не приходится. Выставка, которая явится итогом этого титанического труда, намечена на весну. Наиля Султанова надеется, что М.Джексон узнает об этой выставке, скорее всего, через Интернет. Художница планирует преподнести своему кумиру всю эту роскошную и очень необычную коллекцию его портретов на керамических блюдах. Она уверена, что такого подарка Майклу Джексону еще никто никогда не преподносил…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: