Что будет с 450 “открытыми к приватизации предприятиями” в Азербайджане

А.АЗЕРИ

В конце марта президент страны издал указ и пять распоряжений, которыми объявил открытыми к приватизации предприятия машиностроения, нефтяного и химического машиностроения, ТЭК, нефтехимии, связи, транспорта и др.

Прежде чем затронуть сущность второго этапа приватизации, хотелось бы отметить, что в результате выполнения первого этапа программы более 20 тысяч малых и средних предприятий были приватизированы. Многие из них изменили свой внешний облик и улучшили уровень обслуживания. Около 200 тысяч граждан страны стали собственниками и акционерами.

А благодаря приватизации хлебокомбинатов и автозаправочных станций удалось ликвидировать существующий в свое время в этих сферах дефицит. Но вместе с тем итоги первого этапа не дали желаемых результатов. Во-первых, в большинстве случаев предприятия не перешли в руки “истинных владельцев”, то есть обладающих соответствующим опытом для восстановления и развития предприятий.

Правительство и Мингосимущества плохо выполняли свои функции, и, в результате недостаточности опыта корпоративного управления и внедрения “ноу-хау”, многие из приватизированных малых и средних предприятий бездействуют по сей день. Разумеется, возросла и безработица. Во-вторых, основной причиной плохой работы приватизированных предприятий является проблема долгов.

Основную их сумму составляют долги за энергоносители, по просроченным банковским ссудам и начисленным на них процентам. Удивляет, что в большинстве случаев сумма этих долгов превышает рыночную стоимость самого предприятия. Естественно, в таких условиях большинство предприятий становятся непривлекательными для своего коллектива, и отсюда причины обесценивания ваучеров.

В-третьих, для оздоровления и восстановления приватизированных по первой программе предприятий необходимо, чтобы МГИ, Минэкономики, и правительство в целом осуществили радикальные реформы по их стимулированию. К ним можно отнести замораживание на определенный срок госдолгов, предоставление налоговых, таможенных и тарифных льгот, продажу энергоносителей по льготным ценам и т.д.

Таким образом, ошибки, допущенные на первом этапе приватизации, ни в коем случае нельзя повторять на втором. По мнению экспертов, для начала работы второго этапа приватизации в стратегических отраслях экономики МГИ и Минэкономики придется разобраться в куче документов, изучая отдельные тонкости работы на местах, и только после этого принимать решения.

В распоряжение МГИ передано 450 предприятий, 21 СП, 16 ведомств сферы тяжелого машиностроения, нефтяного и химического машиностроения, ТЭК, нефтехимии, связи, разные АО, отрасли легкой промышленности, “Азерюн”, “Трикотаж”, “Зариф-махуд”, “Комвол” и др. Из общего количества этих предприятий более 100 относятся к ТЭК.

Поэтому сначала МГИ необходимо разграничить предприятия, непосредственно занятые производством. Например, в случае с ГНКАР, железной дорогой, “АЗАЛ” речь идет лишь об обслуживающих предприятиях, таких, как нефтяные базы и транспортные предприятия, но ни в коем случае, не о поездах, самолетах.

Кроме того, как стало известно, в числе новых предприятий, открытых к приватизации, скоро окажутся и газораспределительные сети страны, а также предприятия непроизводственной сферы – училища, поликлиники… То есть в ведение МГИ передали десятки разнопрофильных предприятий различных сфер, которым предстоит подыскать подходящих инвесторов. В Мингосимущества начинается процесс инвентаризации переданных на приватизацию объектов, принимаются балансы этих предприятий.

По мнению экспертов, все эти процессы должны проводиться очень прозрачно, с вовлечением специалистов Минэкономики и других министерств, которые должны проводить меры по оздоровлению предприятий.

В отличие от первого этапа приватизации на втором следует поднять роль чековой приватизации. Чеки раздало населению государство и оно же должно заботиться о них так, чтобы в последующем истинные владельцы могли бы получить с их помощью какие-то дивиденды.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год