Почему рынок ценных бумаг в Азербайджане так слабо развит?

Р.НАСИРОВ

В штаб-квартире партии “Ени Азербайджан” прошла пресс-конференция председателя Госкомитета по ценным бумагам Гейдара Бабаева. По его словам, сегодня рынок ценных бумаг в стране находится на этапе становления и его можно разделить на четыре сектора: рынок государственных ценных бумаг; долговых обязательств и векселей; приватизационных паев и опционов; корпоративных ценных бумаг.

В связи с тем, что Гейдар Бабаев остановился на каждом из сегментов рынка в отдельности, мы решили подойти к построению данной статьи следующим образом – изложить услышанное на пресс-конференции, а затем дать собственный анализ одного из сегментов рынка – акциям.

Тем более, что провести анализ данной темы мы обещали читателям в одном из предыдущих номеров, когда сообщили о намерении президента Бакинской фондовой биржи (БФБ) Ульви Гаджиева привлечь к размещению средств в ГКО физических лиц – то есть активизировать участие населения на рынке ценных бумаг. Но тогда речь шла исключительно о ГКО…

ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На вчерашнем мероприятии, говоря о государственных ценных бумагах, Гейдар Бабаев отметил, что они представлены в виде краткосрочных облигаций (ГКО). Их размещение осуществляется посредством БФБ, и за 4 месяца прошлого года ГКО были размещены на сумму 344,5 млрд. манатов. В то же время только за первый квартал текущего года – на 120,7 млрд. манатов.

Наряду с этим в период, когда взаимные неплатежи в экономике достигли 77% от ВВП и составили в 2000 году более 16 трлн. манатов, особую роль в экономике приобретают векселя. По данной теме 10 апреля в ГКЦБ прошло совещание с участием представителей 41 государственной организации. Собравшиеся высказались за то, что векселя могут содействовать решению проблемы неплатежей, поскольку при их передаче от одних лиц к другим они будут способствовать распутыванию клубка взаимных задолженностей.

На начальной стадии появления в Азербайджане рынка векселей целесообразным был бы выпуск казначейских векселей. В пользу этого прежде всего говорит то, что казначейские векселя более приемлемы в период существующей бюджетной напряженности. Они могут обеспечить госбюджет средствами, а значит, государство будет способно гасить долги предприятиям. Причем именно благодаря казначейской форме этих ценных бумаг. Более того, эти векселя могут применяться как средство платежа при покупке товаров или оплате услуг.

Гейдар Бабаев считает, что векселя, выпускаемые крупными компаниями и предприятиями, могут стать наиболее ликвидными и спрос на них будет постоянно. В частности, оказывать услуги на вексельной основе могут такие гиганты отечественной индустрии, как ГНКАР, “Азерэнержи”, “Азеригаз”, Минсвязи, АЗАЛ, АГЖД, Каспар и др.

От себя добавим, что, по данным Госкомстата на 1 февраля 2001 года, из общей суммы дебиторских долгов на долю ГНКАР приходится 6,9 трлн. манатов, на “Азерэнержи” – 5,4 трлн., “Азеригаз” – 1,4 трлн. и т.д. Далее Г.Бабаев рассказал о рынке корпоративных ценных бумаг. По его мнению, этот рынок является наиболее перспективным из всех существующих.

Так, по ходу форсирования приватизации в Азербайджане на рынке акций станут появляться так называемые “голубые фишки”. Коснулся глава ГКЦБ и вопроса правового регулирования рынка ценных бумаг. По его словам, в августе 2000 года комитет разработал программу развития рынка ценных бумаг в Азербайджане на период до декабря 2001 года, и сегодня она успешно реализуется. А в целом основой регулирования рынка ценных бумаг в стране является закон “О ценных бумагах” от 9 сентября 1998 года и указ президента о создании ГКЦБ.

Благодаря этим документам впоследствии комитетом было разработано и принято свыше 50 нормативно-правовых актов, послуживших основой правовой базы рынка ценных бумаг. В настоящее же время одной из основных задач, стоящих перед руководством ГКЦБ, является завершение формирования комплексных нормативных актов, касающихся деятельности на данном рынке. ГКЦБ также разработал новые законопроекты “О ценных бумагах” и “Об акционерных обществах”.

Также разработан ряд мероприятий по созданию системы защиты прав мелких инвесторов. В частности, Г.Бабаев подчеркнул необходимость внесения изменений в административный кодекс страны. Подытожил свое выступление Г.Бабаев темой сотрудничества комитета с международными организациями. По его словам, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) одобрил проект технического содействия ГКЦБ общей стоимостью 335,57 млн. евро.

Проект, направленный на развитие законодательной базы рынка ценных бумаг, будет задействован в ближайшее время. Также международная финансовая корпорация выделила грант для подготовки работающих на рынке специалистов.

А программа ТАСИС Евросоюза подтвердила включение проекта “Содействие ГКЦБ по вопросам разработки политики и программных решений на рынке ценных бумаг” в подпрограмму “Европейская экспертная служба”.

НЕМНОГО АНАЛИТИКИ

После завершения “официальной” части уместно задаться вопросом, почему рынок ценных бумаг в Азербайджане так слабо развит? Вчера президент БФБ Ульви Гаджиев сообщил “Эхо”, что настоящие торги по акциям на бирже имели место именно 12 апреля. Это были реальные торги, в результате которых Фондовой бирже даже удалось заработать… 1000 манатов. Нет, это не опечатка.

Речь идет об одной тысяче манатов. Спрос на торгах был на акции завода “Гарадаг-цемент” и какого-то сумгайытского предприятия, название которого очень напоминало “Сумгайыткимьятикинти”. Впрочем, У.Гаджиев точно этого не помнил. Хотя по сути это не имеет такого большого значения – факт остается фактом, в стране созданы реальные условия для торгов корпоративными бумагами, а физические и юридические лица в этих торгах не заинтересованы.

Вчера мы спросили Гейдара Бабаева о причинах пассивности населения в торгах по акциям. Он объяснил ее отсутствием у физических лиц дополнительных средств, которые можно было бы вкладывать в акции. Такой аргумент действительно имеет место. Однако пассивность населения можно объяснить многими факторами. Во-первых, неразвитостью информационной базы, которая способствовала бы активизации торгов.

И если в США обычный день среднестатистического гражданина начинается с просмотра газетных биржевых сводок (там даже на улицах нередко встречаются электронные табло с бегущей строчкой текущих котировок акций ведущих компаний), то в Азербайджане мало кто вообще знает о существовании Фондовой биржи. Во всяком случае, население регионов имеет смутное представление “с чем ее едят”.

Между тем, сегодня существуют акции выставленные на торги в БФБ. Среди предприятий, выпустивших собственные ценные бумаги, можно назвать следующие (данные взяты из котировального листа второго уровня БФБ): “Баки Айаггабы-1” (общее количество акций эмитента – 386087, а продажа – 10 тыс. манатов), “Масаллы Кяндкимйа” (52905; 10 тыс. манатов), “Шяраб” (Нахчыван) (3866926; 10. тыс. манатов), “Логман” (128983; 25 тыс. манатов).

Но… видимо, покупатели считают, что номинальная стоимость выставленных на торги акций гораздо выше реальной, или они не верят, что предприятия, выпустившие акции, смогут в свое время развернуться настолько, чтобы превратиться в прибыльные субъекты хозяйствования и приносить владельцам ценных бумаг прибыль в виде дивидендов. Возьмем, к примеру, АО “Логман”. Оно было создано на базе медицинского центра, действующего при Бакинском мясокомбинате – в советские годы эта организация обеспечивала весь Азербайджан инсулином.

Но даже если бы покупатели знали про это, все равно после приватизации объекта и создания на его базе АО “Логман” финансовое состояние предприятия оставляло желать лучшего. Кроме того, Азербайджан сегодня завален импортным инсулином, поэтому у потенциальных покупателей акций возникают резонные сомнения на тему: “А выдержит ли АО конкуренцию?”. То есть юридических и физических лиц в первую очередь интересует, насколько ликвидны и востребованы выставленные на торги акции?

Из бесед с брокерами стало ясно, что акции местных предприятий мало интересуют потенциальных покупателей. Есть и другие причины. Потенциальные покупатели не верят, что со временем предприятиям дадут возможность развиться конкурирующие с ними монопольные организации. Это не повтор мысли, просто одно дело, когда предприятие не может развиться, предположим, из-за отсутствия рынка сбыта для выпускаемой продукции.

Другое дело, когда предприятие умышленно вгоняется монополистом в затравленное состояние. Второе гораздо хуже. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с хлопкоперерабатывающими заводами и табачными комбинатами.

В котировальном листе Фондовой биржи, помимо вышеназванных, есть гораздо более интересные объекты: “Гарабах-Памбыг”, “Евлах-Памбыг”, “Имишли-Памбыг”, “Барда-Памбыг” или же “Евлах-Тутун”, “Гябяля-Тутун”… Вроде бы, на первый взгляд, в стране, которая (согласно советской статистике) собирала около 2 млн. тонн хлопка, уж что-что, а акции хлопкоперерабатывающих заводов должны быть нарасхват. Ан нет.

Людям, которые могут себе позволить купить акции этих предприятий, прекрасно известно, что 15 хлопкоперерабатывающих заводов страны находятся в одних руках и его владельцы диктуют на рынке цены на сырье. То есть устанавливают “тотальную” цену покупки у фермеров хлопка-сырца, а потому хлопководство в Азербайджане находится в катастрофическом состоянии.

Будут ли рисковать потенциальные покупатели акций и приобретать ценные бумаги этих предприятий? Теперь – табаководство. До тех пор, пока “Европеан Табако”, действующая на базе Бакинского табачного комбината, не монополизировала рынок, шансы у региональных табачных предприятий на реализацию собственных акций были велики.

Однако, когда к предприятиям применили политику травли (к которой, кстати, в свое время подключился и председатель Союза свободных потребителей Эйюб Гусейнов) и продукцию этих предприятий стали изымать из продажи, участь выставленных сегодня на биржу “табачных” акций, была практически предрешена. Есть еще один нюанс, объясняющий слаборазвитость рынка акций. А именно то, что в гражданах страны чрезмерно развито чувство собственничества.

Никто не хочет делиться с другими частью собственного предприятия. А акции по своей сути как раз и подразумевают передачу прав на часть собственности предприятием акционерам. И, наконец, в качестве еще одной причины слаборазвитости рынка акций в стране можно привести следующий довод: в Азербайджане мало квалифицированных кадров, способных стать, например, независимыми брокерами. Ведь акции можно приобретать не только посредством брокеров Фондовой биржи. Теоретически для этого можно нанять и “собственного” брокера.

В заключение отметим, что в любой стране рынок ценных бумаг отчетливо отражает происходящее в экономике. Видимо, экономика Азербайджана развита ровно настолько, насколько активен этот рынок…

Вчера Гейдар Бабаев также сообщил, что за период с 2000 года по настоящее время ГКЦБ было получено 264 заявления о нарушении прав акционеров, из которых 232 подтвердились. На основании проверок в 121 АО были направлены предписания, а 20 АО оштрафованы на общую сумму свыше 26 млн. манатов.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год