Первый “полусанкционированный” митинг в Баку

Р.ОРУДЖЕВ

Минувшим воскресеньем правоохранительные органы Баку фактически впервые оказали давление на участников и организаторов массовой акции протеста, проходившей с согласия исполнительной власти столицы. Речь идет о митинге Партии гражданского единства (ПГЕ), председателем которой является экс-президент в изгнании Аяз Муталибов.

По словам секретаря ПГЕ по международным делам Эльчина Гамбарова, еще за несколько дней до акции, 15 марта, полицейские арестовали и по сфабрикованным обвинениям в “сопротивлении полиции” осудили на сроки от 7 до 15 суток административного наказания руководителей Абшеронской организации ПГЕ. В ее ведение входят все населенные пункты полуострова, кроме Баку. Происходило это в поселке Гобу, куда 5 лидеров районной организации партии прибыли агитировать народ к участию в акции.

Во-вторых, перед началом митинга на въезде в Баку были задержаны автобусы с членами ПГЕ, двигавшимися на митинг из Сумгайыта.

Тем не менее, как и планировалось, акция началась в 16.00 перед бывшим кинотеатром “Гэлэбэ”. В руках активисты держали транспаранты с требованиями решения насущных проблем страны – карабахского конфликта и социально-экономических вопросов. Одновременно члены партии требовали возвращения на родину своего лидера А.Муталибова. Всего, по словам Э.Гамбарова, в акции участвовало до 5 тыс. членов ПГЕ. Среди выступавших были и гости – известные всем Гаджибаба Азимов, Ашраф Мехтиев, и т.д. Присутствовали члены Демпартии, представители беспартийной интеллигенции.

Полицейские, которых на санкционированной акции было непривычно много – до 500 человек в касках, с щитами и дубинками, – начали демонстрировать готовность к агрессии после выступления члена комитета защиты прав А.Муталибова – Мансура Алисоя. Последний обвинил правящий режим в преступлениях и потребовал отставки Гейдара Алиева и его команды.

“Долой мафию Гейдара Алиева, да здравствует законный президент Аяз Муталибов!” – заявил М.Алисой. Последующие ораторы были солидарны с ним, и призывы к отставке подхватили все митингующие. При этом известно, что до самой акции власти столицы рекомендовали ПГЕ удержаться в выступлениях от призывов к отставке правящей команды.

После этого сотрудники полиции в штатском отключили микрофоны, что вызвало недовольство участников акции. На некоторое время полицейские парализовали течение акции. Тем не менее лидеры ПГЕ приняли решение продолжать митинг, чтобы не дать повода для торжества полиции. На откровенные избиения и разгон митингующих полиция все-таки не решилась, но частично своей цели ей добиться удалось – акция прекратилась за полчаса до истечения отведенного ПГЕ времени, около 18.00.

Комментируя инцидент агентству “Туран”, генсек партии Сабир Гаджиев назвал действия властей незаконными. Он обвинил руководство страны в нетерпимости к критике, “хотя народ терпит беззаконие уже на протяжении 9 лет”. По словам С.Гаджиева, вмешательство полиции в политику есть прямое нарушение закона.

Э.Гамбаров говорит, что неадекватное поведение полиции на законном митинге выйдет ей боком: “Люди настроены радикально. На предстоящую акцию протеста вместе с объединением оппозиции (23 марта) мы постараемся привести в 2 раза больше людей, чем было в воскресенье. Власти еще пожалеют о том, что разогнали наш митинг”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: