Новый механизм карабахского урегулирования

Т.ГАРИБОВ, С.АЛИЕВА

В рамках Минской группы ОБСЕ создается новый механизм по нагорно-карабахскому урегулированию. Такое заявление сделал первый заместитель министра иностранных дел России Валерий Лощинин в интервью РИА “Новости”. При этом дипломат раскрыть суть этого механизма отказался. По словам В.Лощинина, этот механизм обсуждался на встречах сопредседателей ОБСЕ с президентами Азербайджана и Армении во время их последнего визита в регион.

Как считает заместитель министра, перерывы и длительные паузы являются причиной затяжки мирного урегулирования и поэтому механизм, который мог бы обеспечить непрерывность переговорного процесса (к которым относятся контакты, встречи, беседы и, естественно, поиск возможных выходов из положения) играет большую роль в урегулировании. По мнению С.Лощинина, в решении карабахской проблемы “особо важно не торопиться, а медленно, но верно идти к точке соприкосновения интересов обеих сторон, чтобы продвинуться вперед в урегулировании этого конфликта”. В этой связи представляет интерес интервью, которое на днях дал президент Армении Р.Кочарян агентству “Франс-пресс”. Текст интервью приводит агентство “Туран”.

Глава Армении заявил, что весной прошлого года в деле карабахского урегулирования были достигнуты “очень серьезные наработки”, которые давали повод для оптимизма. Так, на переговорах президентов Армении и Азербайджана в Париже в январе 2001 года “была достигнута договоренность относительно принципов урегулирования”. По словам Р.Кочаряна, в Ки Уэсте состоялся завершающий этап переговоров – “парижские принципы получили первоначальное документальное оформление и могли стать основой для следующего этапа переговоров”.

Армянская сторона, по словам Кочаряна, приняла результаты киуэстской встречи, выразила готовность продолжить переговоры. Армения в своих подходах продолжает придерживаться именно парижских принципов урегулирования, поскольку других вариантов на сегодняшний день не существует, заявил Р.Кочарян. Глава Армении отверг возможность того, что Hагорный Карабах вновь станет частью Азербайджана.

“Армения не раз заявляла о границах приемлемого для Армении и Нагорного Карабаха компромисса – они достаточно четко очерчены. Это прежде всего равная правосубъектность сторон конфликта. Второе – невозможность анклавного существования Нагорного Карабаха. И третий принцип касается безопасности – нужны гарантии безопасности и серьезный ресурс международного сообщества для обеспечения этих гарантий”, – подчеркнул Роберт Кочарян. Комментируя возможные перспективы возобновления военных действий, Кочарян сказал, что “начавший войну, вероятнее всего, ее проиграет”. После перемирия мая 1994 года стороны семь лет работали над укреплением обороны, так что начавший войну будет иметь очень серьезные проблемы. Кроме того, считает Роберт Кочарян, война для начавшего будет крупным “политическим поражением”.

Кочарян считает также, что надежды Азербайджана на то, что время работает на Баку, “не оправдались”. По мнению политолога Расима Мусабекова, во время последнего визита сопредседателей Минской группы в регион не было и речи о каких-либо новых механизмах урегулирования карабахской проблемы. Напротив, говорит Р.Мусабеков, сопреседатели выступали за разработку новых идей решения конфликта.

Мусабеков считает, что международные посредники сегодня могут обсуждать три варианта решения карабахской проблемы. Первый предполагает разделение Нагорного Карабаха между Арменией и Азербайджаном, сохранение транспортного сообщения между НК и Арменией, и предоставление Азербайджану транспортного коридора на Нахчыван через Мегри. Другой вариант – это предоставление временного статуса НК, при том, что освобождаются другие оккупированные районы Азербайджана.

“Из-за того, что статус определить сразу невозможно, НК может быть дан временный неопределенный статус”, – считает Мусабеков. При этом он отмечает, что реализация этого варианта будет означать фактически непризнанную независимость для НК. Кроме того, существует опасность, что со временем этот статус НК превратится в постоянный. И третий вариант, реализация которого, как считает Р.Мусабеков, возможна только при Г.Алиеве, состоит в том, что для снятия напряженности в карабахском вопросе могут быть освобождены четыре района Азербайджана. “Этим шагом как бы неизбежное сегодня начало войны удастся предотвратить”, – считает политолог.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: