Дж.ИБРАГИМОВА
Любой человек имеет право привлечь внимание ООН к вопросу, касающемуся соблюдения своих прав. И ежегодно тысячи и тысячи людей во всем мире делают это. Статистика показывает, что на втором месте после России по количеству обращений в Европейский суд по правам человека находится Польша. И дело не в том, что в этой небольшой восточноевропейской стране так много нарушений. Просто ее граждане хорошо знают свои права и привыкли их защищать.
И даже не проводя такого опроса в Азербайджане, нетрудно предугадать его результаты. Вряд ли даже достаточно хорошо образованный житель нашей страны подозревает о существовании ооновских структур, готовых защитить его гражданские права. Революционное заявление азербайджанского правительства о том, что отныне граждане Азербайджана смогут обращаться с индивидуальными жалобами в ООН, почему-то в у нас в стране не получило громкой огласки.
Между тем, по мнению главы недавно созданной Федерации правозащитных организаций Азербайджана Эльдара Зейналова, открывается новая возможность для обжалования своих прав. “Со вступлением в Совет Европы на Европейский суд по правам человека были возложены чрезмерные надежды, и ООН отошла на несколько планов назад. На самом деле в деле защиты гражданских прав мы не использовали даже 1% из того, что могут предоставить в этом вопросе структуры этой организации”, – говорит Э.Зейналов. Брифинг необычной, интерактивной формы для практикующих юристов и правозащитников, ставивший своей целью ознакомление с механизмом предоставления и рассмотрения жалоб от граждан в ООН, состоялся вчера в столичном отеле ISAR-PLAZA.
Встреча, организованная Правозащитным центром Азербайджана совместно с Федерацией правозащитных организаций и управлением Верховного комиссариата ООН по правам человека, прошла при финансовой поддержке Посольства Норвегии в Азербайджане. На брифинге стало известно, что любой гражданин может подавать в ооновские структуры индивидуальные жалобы. Скажем, если ранее жалобы о применении пыток не рассматривались, то сейчас они уже будут приниматься во внимание в недавно созданном органе ООН – Комитете против пыток. “Я не могу сказать, что это настолько замечательные инструменты в решении проблем. И не стоит ждать, что обращение, скажем, в Комитет против пыток, сразу же приведет к наказанию правительственных чиновников. Но уже несколько удачно рассмотренных этой ооновской структурой дел помогли бы со временем решить многие наши пробемы”, – считает Э.Зейналов.
По словам правозащитника, приоритет ООН в улучшении общей обстановки, чтобы нарушения прав человека, если уж и не стали невозможными, то во всяком случае были бы значительно затруднены. В качестве примера глава Федерации правозащитных организаций Азербайджана приводит тот же самый Комитет против пыток. В конце 1999 года, после первого отчета этой организации, в течение полугода были приняты несколько указов о том, что к лицам, участвовавшим в пытках, нельзя применять амнистицию и помилование.
А в конце 2000 года в Уголовном кодексе Азербайджана уже появилась статья, наказывающая за применение пытки. Э.Зейналов сообщил, что уже начата работа по уточнению списков политзаключенных. Недавно в федерацию поступили списки из 3 колоний. “Сопоставив эти списки с имеющимися у нас данными, мы пришли к выводу, что порядка 20 человек там отсутствуют. Люди сидят по 7 и более лет в тюрьмах, но никогда в поле зрения правозащитников не попадали. Мы непременно займемся выяснением их судеб”, – говорит правозащитник.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год