Джозеф Е. Стиглиц, профессор экономики Колумбийского университета, председатель совета консультантов по экономике при президенте США Билле Клинтоне
Международное сообщество согласилось поставить себе ряд скромных целей в плане мирового развития – речь идет о снижении уровня бедности и безграмотности и улучшении здравоохранения. Но это требует существенного увеличения размеров помощи, предоставляемой богатыми странами. США, самая богатая страна в мире, является одновременно и самой скупой. До тех пор, пока самые (экономически) развитые страны мира будут поддерживать такое отношение, необходимо опробовать инновационные подходы к финансированию экономического развития и, в более общем смысле, предоставлению всемирных общественных благ.
Одна привлекающая к себе внимание идея заключается в создании нового вида мировой валюты типа специальных прав заимствования (СПЗ) МВФ. СПЗ – это выпускаемая МВФ разновидность мировой валюты, которую страны согласны принимать и обменивать на доллары или другую твердую валюту. Основная идея проста: каждый год страны во всем мире откладывают резерв в качестве страховки от непредвиденных обстоятельств, таких, как резкие изменения настроений иностранных кредиторов или обвал экспортных цен. В результате некоторая часть мирового дохода остается без движения вместо того, чтобы использоваться в виде инвестиций, в которых нуждаются бедные страны.
Удерживаемые в резервах объемы средств огромны – примерно 1,6 триллиона долларов США. Страны предпочитают увеличивать свои резервы одновременно с ростом объемов импорта и других международных обязательств. Если эти обязательства будут расти на 10% в год, то странам придется откладывать дополнительно по 160 миллиардов долларов.
Страны держат эти резервы в различной форме, в том числе в золоте и казначейских векселях США. В то время как Америка получает выгоду от растущего спроса на свои казначейские векселя (которые снижают заемные средства), развивающиеся страны получают доход всего 2% – практически ноль в реальном исчислении. Инвестиции в собственную экономику приносят намного больший доход, но уклонение от них – та цена, которую развивающиеся страны платят за страховку от возможных потерь на случай попадания в ловушки мирового капитализма.
Вместо того чтобы держать свои резервы в долларах, их можно будет хранить в “мировых гринбеках” – выпущенной в обращение новой форме мировых денег. Эти деньги будут предоставляться развивающимся странам для финансирования программ по их развитию, а также для обеспечения всемирных общественных благ, таких, как проекты по защите окружающей среды, развитию здравоохранения, оказанию гуманитарной помощи и т.д.
Существует ряд институциональных структур, с помощью которых эти мировые гринбеки могут быть введены в обращение. Их может выпустить в обращение МВФ (отвечающий за выпуск СПЗ), или может быть создано новое учреждение, которое будет принимать решения по размерам выделяемых средств и их размещения. Создание новой институциональной структуры может повлечь за собой учреждение ряда траст-фондов, к примеру, для целей развития образования или здравоохранения или защиты окружающей среды – причем страны будут конкурировать за получение финансирования проектов, направленных на решение этих задач.
Страны, получающие меньше средств, чем необходимо для создания резервов, могут для этих целей использовать новые “мировые деньги”, освобождая, таким образом, те доллары, которые они в противном случае вынуждены были бы откладывать. Страны, получающие больше средств, чем нужно для создания резервов, смогут обменивать новые деньги на обычные валюты. В итоге все новые деньги будут отправлены в резервы, которые, в действительности, представляют обязательство стран оказывать друг другу помощь в трудные времена. Страна, имеющая резервы новых мировых денег, может обменивать их на твердые валюты для поддержания необходимого уровня импорта продовольствия или других товаров.
Это еще одно основное преимущество. Арифметика мировой торговли подразумевает, что сумма всех торговых дефицитов равняется сумме всех активных сальдо торгового баланса. Если некоторые страны, например, Япония и Китай, утверждают из года в год, что у них наблюдаются огромные активные сальдо торгового баланса, то тогда другие страны должны иметь дефициты. Эти дефициты в такой же степени являются недоработками стран с активным сальдо, как и стран, имеющих дефицит.
Сейчас торговый дефицит подобен горячим картофелинам. Никто не хочет держать их в руках, поэтому их перебрасывают по кругу. Если одна страна избавляется от своего дефицита, то он обязательно возникает где-то в другом месте. Неуверенность в возможности финансирования этих дефицитов – одна из проблем, из-за которых мировая экономика, с ее нынешним устройством, в последние годы столкнулась с чередой кризисов.
Выпуск новых мировых денег позволил бы уменьшить эту неопределенность. Если торговый дефицит развивающихся стран будет скомпенсирован за счет помощи в виде грантов, выдаваемых новыми мировыми деньгами, то их общее финансовое положение укрепится. Конечно, даже получив такую помощь, страны, плохо управляющие своей экономикой, столкнутся с проблемами – данное предложение не является панацеей от всех мировых проблем.
Эта схема также не будет инфляционной. Введение мировых гринбеков скомпенсировало бы дефляционную тенденцию в ныне существующих структурах, вытекающую из того факта, что часть дохода, сохраняемого в виде резервов, никогда не переводится в мировой совокупный спрос. В сравнении с мировыми доходами (около 40 триллионов долларов США) прирост денежной массы будет очень незначительным. Однако в сравнении с сегодняшними уровнями расходов на оказание официальной помощи в целях развития и предоставления всемирных общественных благ эти цифры огромны. Схема также обеспечивает регулярное выделение средств для финансирования всемирных общественных благ, что в данный момент недоступно. Обязательства относительно участия в этой программе будут, по-видимому, рассчитаны на длительный срок.
Для реализации этой схемы не потребуется поддержки от каждой из основных экономически развитых стран. Это важно, поскольку США могут сопротивляться любому плану, подрывающему спрос на их казначейские векселя (так как это гарантирует доступ к недорогому финансированию). Но если бы большинство развитых стран одобрили эту новую форму мировых денег, они могли бы оказывать давление на уклонистов путем ограничения своих авуаров, состоящих из валют стран, не участвующих в соглашении, и снижения доли их казначейских векселей в своих резервах.
Перед тем как схема мировых денег может быть внедрена, должно быть проработано неисчислимое количество деталей, и эти изменения не произойдут в краткие сроки. Но в основном ясно, о чем пойдет речь: при обращении к вопросам о положении беднейших стран мира и обеспечении всемирных общественных благ, необходимых в этот век глобализации, от нас требуется исследование прогрессивных методов увеличения размеров необходимого финансирования. Идея мировых гринбеков становится привлекательной потому, что с их помощью предоставляются необходимые бедным странам денежные средства и, наряду с этим, их введение способствует глобальному экономическому росту и обеспечивает стабильность и справедливость.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год