И.РЗАЕВ
Улучшение погоды актуализирует вопрос проведения массовых акций. Вчера на заседании Милли меджлиса эту мысль подтвердил представитель правящей партии “Ени Азербайджан” (ПЕА) Сиявуш Новрузов. Но в других выражениях. “Как только немного потеплеет, оппозиционерам приходит в голову мысль о митингах”, – сказал функционер ПЕА.
Массовые акции оппозиционеров, считает депутат, наносят урон облику города. “Власти столицы, отдельные муниципалитеты стараются обустроить Баку”, – сказал С.Новрузов. А митингующие эти облагороженные места разрушают. “Во время митингов страдают зеленые насаждения – на них залезают оппозиционеры, жители близлежащих домов, уровень шума очень высок, на месте проведения митинга остается масса всякой грязи”.
Депутат предлагает назначить арендную плату за проведения массовой акции. В интервью “Эхо” С.Новрузов так определил механизм определения суммы аренды:”…За квадратные метры, затраты электроэнергии на работу усилителей, физический ущерб населению”.
На вопрос, готова ли ПЕА платить за митинги, Сиявуш Новрузов сказал: Во-первых, “Ени Азербайджан” отдает предпочтение цивилизованным формам борьбы – в парламенте. Во-вторых, для ПЕА неважно – будет ли акция проведена в центре города. Если мы примем решение о проведении митинга, то будем следовать рекомендациям исполнительной власти Баку. В-третьих, в ПЕА более 200 тысяч членов. Каждый партиец платит членские взносы. За счет этих взносов ПЕА готова выплатить необходимую арендную плату.
Отметим, что санкционированные массовые акции в Баку чаще всего проводятся перед зданием Госфильмофонда (бывший кинотеатр “Гэлэбэ”). Допустим, сумма арендной платы за акцию определяется из расчета n-манатов за 1 квадратный метр. Однако, помимо небольшой площадки перед зданием бывшего кинотеатра, оппозиционеры занимают несколько квадратных метров прилегающей территории. Стоит ли учитывать эти метры? А если учитывать, то на какое время: численность митингующих на начало, середину и конец митинга разнятся.
Кроме того, помимо асфальта и сооружений, речь идет и об ущербе жителям прилегающих домов. Как определять сумму этих выплат? Митинги митингам рознь: на одних акциях оппозиционеры используют мегафоны, на других – мощные усилители. Разнится и число лозунгов, скандируемых митингующими. Однако, даже если “привязать” компенсацию за шум к виду аппаратуры и числу скандируемых лозунгов, то остается еще вопрос: кому платить? Если в соответствующий орган исполнительной власти, то вряд ли деньги дойдут до жителей. А если платить жителям, то не приведет ли это к росту заинтересованности населения в массовых акциях оппозиции?
Оппозиционеры эту инициативу расценили как “ущемление политических прав и свобод”. Как заявил председатель ПНФА Али Керимли, “скоро оппозиционерам придется, видимо, платить и за проживание в Азербайджане”.
Сопредседатель СДПА Араз Ализаде отреагировал следующим образом: такая идея могла прийти в голову только Сиявушу Новрузову. Нигде в мире нет подобной практики. Новрузов за свою деятельность должен не получать зарплату, а платить государству за вынужденное выслушивание подобных предложений… Сегодня для нас митинги обходятся бесплатно. Единственное – по телефону оповещаем партийцев. Так поступают и председатели райорганизаций. Но звоним по внутригородскому телефону, а следовательно – бесплатно.
Платить за митинги для нас – непозволительная роскошь. Единственное – мы два года назад сделали свои флаги, лозунги. Это обошлось нам в 300 – 400 долларов. А в стране созданы настолько идеальные условия, что требования и лозунги практически не меняются. Добавилось только одно требование – отставка. Поэтому дополнительных расходов на плакаты не требуется.
Секретарь ДПА Айдын Гулиев: Власти пытаются продать площади под митинги. Это абсурдное предложение. Оно направлено на ограничение прав граждан, определяемых в законе “О свободе собраний”. Ставятся финансовые преграды… На митинги мы средств не тратим. Техническая подготовка – за счет внутренних ресурсов партии. В ДПА есть художники-любители, есть и вся необходимая техника. Иногда арендуем автомашины и радиотехнику на несколько часов. Но затраты очень незначительны.
Отметим, что вчера ММ приступил к обсуждению законопроекта “О чрезвычайном положении” (ЧП). Согласно проекту, деятельность партий и общественных объединений, препятствующих осуществлению ЧП, приостанавливается. Это, как считает депутат Алимамед Нуриев, означает: если деятельность райорганизации партии в Шеки признается противоречащей ЧП, то “партию можно запретить”.
Вчера же прошло очередное заседание оппозиционной депутатской группы “Демократический блок” (ДБ). Как сообщил журналистам председатель ДБ А.Керимли, помимо деятельности Демблока было принято заявление в поддержку митинга ПНФА-“реформаторов”. Массовую акцию партия проведет 16 марта перед зданием бывшего кинотеатра “Гэлэбэ”. Без арендной платы.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год