С.АЛИЕВА Х.ИСМАЙЛОВА Ш.АББАСОВ
Зампред партии “Ени Азербайджан”, депутат Милли меджлиса Ильхам Алиев заявил вчера журналистам: “Я не в курсе, вокруг каких компромиссов идут обсуждения между президентами Армении и Азербайджана относительно урегулирования карабахской проблемы. Переговоры носят конфиденциальный характер, и по возвращении глава государства сам проинформирует о ходе переговоров”.
На вопрос, на какие компромиссы может пойти Азербайджан, И.Алиев ответил, что руководство Азербайджана не раз заявляло, что готово предоставить Нагорному Карабаху самый высокий статус автономии. При этом, подчеркнул И.Алиев, могут обсуждаться все возможные варианты статуса, в том числе и аналогичного тому, который имеет Республика Татарстан в составе Российской Федерации.
Предположение Ильхама Алиева, по меньшей мере, заслуживает внимания. На первый взгляд, оно, может быть похоже на вариант “общего государства”. Тем более, что сам президент Татарстана Минтимер Шаймиев определяет статус республики как “суверенитет, но в составе единой страны”. Но, если уточнить некоторые детали, существенные различия в предложениях все-таки имеются. Напомним, что в предложении Минской группы исключалось военное присутствие Азербайджана в Нагорном Карабахе. НК, кроме герба и флага имел право на собственную валюту, собственные вооруженные силы, правоохранительные органы.
Статус Татарстана отличается от статуса других субъектов Российской Федерации. Татарстан имеет право открывать постоянные представительства в других странах, участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях, у Татарстана свой герб и свой флаг.
Но у этого субъекта РФ нет армии, нет денег, бюджет России пополняется в том числе и за счет отчислений из Казани, Татарстан делегирует депутатов в Российскую думу, присутствие Шаймиева на заседаниях Совета Федерации обязательно. Тем не менее, Татарстан можно назвать второй по проблемности “головной болью” России.
Примечательно, что высказывания Ильхама Алиева по поводу карабахского урегулирования совпали с заявлениями президента Армении в Ереване. Как известно, Кочарян сказал, что на переговорах достигнута договоренность о пакетном решении конфликта.
Однако вчера в интервью телекомпании ANS министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев опроверг это заявление, сказав, что никаких серьезных договоренностей на встрече в Ки Уэсте достигнуто не было. А то, что руководители Армении, якобы, раскрывают суть достигнутых там соглашений, по его мнению, свидетельствует лишь о том, что армяне таким образом пропагандируют себя.
“Пока рано говорить о каком-то продвижении в мирных переговорах. И тем более рано говорить о сути будущего соглашения. Сначала его должны подготовить сопредседатели Минской группы, а затем одобрить президенты Армении и Азербайджана и народы обеих стран”. Вилаят Гулиев еще раз подчеркнул жесткую позицию Армении на переговорах и то, что Азербайджан никогда не пойдет на неустраивающий народ мир.
Политолог Вафа Гулузаде тоже не верит заявлениям президента Армении. Хотя бы потому, что он не обмолвился ни словом о компромиссах, на которые должна пойти Армения для достижения мира. Поэтому, по словам Вафы Гулузаде, слова армянского президента серьезно воспринимать не стоит.
Напомним, что президенты Алиев и Кочарян обязались также добиться установления общественного мнения в Армении и Азербайджане. Взаимоопровергающие заявления Кочаряна и Вилаята Гулиева могут быть составной частью информационной войны за общественное мнение. Каждая сторона готовит свой народ к приемлемому для него варианту.
Между тем, ситуация постепенно накаляется, и, возможно, Женевская встреча будет проходить в обстановке, похожей на преддверие Стамбульского саммита. Сопредседатель Минской группы Кери Кавано, говоря о контрпродуктивной роли, которую может сыграть утечка информации подразумевал именно такой исход. Во избежание массовых протестов в Армении и Азербайджане, руководство обеих стран делает совершенно противоречащие заявления. Какое из них соответствует истине, определить трудно. Но документ-то придется подписывать один…
Но даже в такой обстановке недомолвок, которую создают азербайджанские чиновники, общественное мнение в стране резко изменилось.
“Гейдар Алиев и члены Минской группы ОБСЕ должны знать, что не может быть речи и об уступке Армении и пяди азербайджанской земли”. Такое заявление сегодня сделал лидер Партии народного фронта Али Керимов. Он выразил тревогу по поводу реанимирования в международных кругах идеи “общего государства” и будирования темы о независимости Нагорного Карабаха в обмен на узкий коридор, соединяющий Нахчыван с остальным Азербайджаном. Такого рода уступки неизбежно “дестабилизируют” ситуацию в Азербайджане, считает он. По мнению Керимова, в преддверии женевских переговоров оппозиция должна провести массовый митинг, чтобы сказать “нет” вероятным односторонним компромиссам азербайджанской стороны.
Между тем зампред “Ени Азербайджан” Ильхам Алиев подверг критике и высказывания оппозиционных лидеров о ходе переговоров. Он назвал их смешными, и посоветовал не обращать на них внимания. По его словам, все действия оппозиции по армяно-азербайджанскому конфликту носят чисто политический характер и направлены не на разрешение проблемы, а использование ее в своих политических целях.
Положительно оценил И.Алиев активность, которую в последнее время демонстрирует Россия в урегулировании карабахского конфликта. “Я всегда считал, что Россия должна функционировать на одном уровне с другими сопредседателями Минской группы, однако какое-то время она стояла несколько в стороне от происходящих процессов”.
Поэтому И.Алиев не исключил, что переговорный процесс может быть продолжен в Москве. Касаясь участия Ирана в переговорном процессе, Алиев-младший заявил, что переговоры ведутся в формате Минской группы и должны быть продолжены и завершены в этом формате.
Зампред ПЕА уклонился от ответа на вопрос, можно ли ожидать какого-либо продвижения в разрешении армяно-азербайджанского конфликта. По его словам, прежде чем делать прогнозы, надо посмотреть из чего будут состоять новые предложения. Затем, естественно, они будут вынесены на рассмотрение. При этом депутат подчеркнул, что обсуждения пройдут в отличие от практики принятой некоторыми политическими силами в стране не на страницах печати, а в Милли меджлисе.
СТАТУС ТАТАРСТАНА В СОСТАВЕ РФ
Верховный Совет Татарстана 30 августа 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете республики, подкрепленную всенародным референдумом 21 марта 1992 года. Согласно Конституции, принятой 6 ноября 1992 года, Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Россией и другими государствами на основе равноправных договоров. 15 февраля 1994 года между Татарстаном и Россией был подписан Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.
Президент – глава государства, Государственный совет – высший постоянно действующий законодательный орган государственной власти Республики Татарстан. Кабинет министров (Правительство) – исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В Конституции провозглашено, что земля, недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, активы госбанка, культурные и исторические ценности, другое имущество являются общенародным достоянием народа Республики Татарстан.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год