Хроническая проблема азербайджанской оппозиции

И.РЗАЕВ

Оппозиционные партии должны хотя бы раз в год отчитываться о своих финансовых затратах. С такой инициативой выступил вчера в парламенте депутат ММ и член политсовета правящей “Ени Азербайджан” (ПЕА) Сиявуш Новрузов. Депутат напомнил, что в ходе съезда ПЕА отчиталась по своим затратам. “А оппозиционные партии почему не раскрывают свои доходы?”, – задается вопросом С.Новрузов.

По его информации, часть партий страны финансируется из-за рубежа. Так, по словам депутата, иранский парламент обсудил на днях вопрос выделения 220 тыс. долларов на эти цели. Как полагает представитель ПЕА, необходим финансовый контроль за деятельностью оппозиционных политических организаций.

Отметим: 18-я статья закона “О политических партиях” гласит, что “…Контроль за источниками доходов, размерами полученных средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством о налогах осуществляют государственные налоговые органы”. Финансовой отчетности партий посвящена отдельная статья закона – 21-я. “Партии, – гласит закон, – должны вести бухгалтерскую документацию, отражающую доходы и расходы, по которым они обязаны отчитываться, а также состояние их имущества”. Отчет, согласно статье 21 закона “О политических партиях”, должен составляться к концу каждого календарного года. Как и предлагает С.Новрузов.

Однако дело в том, что оппозиционерам отчитываться не о чем. Как говорит сопредседатель СДПА Араз Ализаде, у социал-демократов вообще нет партийного бюджета. Кстати, Объединение проазербайджанских сил, куда входит СДПА, была обвинена вчера в ММ в том, что “работает на Иран”. А.Ализаде назвал подобные утверждения “полной глупостью”. По его мнению, если бы Иран собирался выделить средства партиям Азербайджана, то в парламенте подобное вряд ли обсуждалось.

Недавно, говорит А.Ализаде, Минюст вынес предупреждение СДПА по причине отсутствия в партии главного бухгалтера. “Для чего бухгалтер, если считать нечего?” – вопрошает один из лидеров СДПА. Партийные руководители оплачивают коммунальные услуги из своих личных средств, а партфункционеры работают на общественных началах.

Аналогична ситуация и в других партиях. Как говорит зампред ПНФА-“реформаторов” Фуад Мустафаев, бюджет ПНФА формируется исключительно за счет пожертвований партийцев. В большинстве западных стран финансирование партий осуществляется за счет госбюджета и внутренних источников. Закон “О партиях АР” исключает госфинансирование. Остаются членские взносы и пожертвования. А большинство членов оппозиционных партий – безработные. Поэтому сборы членских взносов, по словам функционеров, в большинстве оппозиционных партий отменены. В стране, по мнению Ф.Мустафаева, “отсутствует “средний класс”, а крупные монополисты – во властных структурах”. Отсюда и малые суммы пожертвований на нужды оппозиционных партий.

Годовые расходы ПНФА “реформаторов” составляют около 3-4 миллионов манатов. Партийный бюджет, говорит зампред ПНФА, состоит из финансирования отдельных мероприятий. Расходов требуют конференции и партийные съезды: платят в основном за аренду помещений и т.д. К примеру, если отмечается юбилей Мамед-Эмина Расулзаде, то нужен венок, требуется арендовать автобус и помещение для мероприятия. “Тогда все скидываются и платят”, – говорит Ф.Мустафаев. Но если нет мероприятий, то минимальны и затраты.

К примеру, в текущем, 2002 году расходы ПНФА-“реформаторов” будут минимальны. Однако в следующем, 2003 году, будут определенные расходы – грядут съезд партии и президентские выборы. “В 2000 году, когда были парламентские выборы и избирательная кампания, пришлось поднапрячься”, – сказал зампред ПНФА-“реформаторов”.

Основные расходы партий приходятся на период избирательных кампаний. Как сообщил зампред “Мусават” Ариф Гаджиев, на кампанию 2000 года эта партия затратила около 70 тысяч долларов. Если в закон “О партиях” будет включен пункт об обязательной публикации партиями своей финансовой документации, то оппозиционеры готовы обнародовать цифры. Так говорят сами функционеры оппозиционных партий.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: