НУРАНИ
После ноты протеста, направленной МИДом Армении в Израиль в связи с высказыванием посла Израиля в Грузии и Армении госпожи Р.Коэн, что проводить параллели между Холокостом и “армянской трагедией 1915 года” недопустимо (об этом наша газета сообщала в предыдущем номере), в разгорающейся антиизраильской истерии в Армении наступила пауза. Но, как ни велик соблазн предположить, что при помощи скандальной “ноты протеста” в Армении просто выпустили пар, скорее всего, в Ереване просто ждут ответных действий Израиля.
В Израиле, однако, особого интереса к “армянской теме” не ощущается. Так, “Джерусалем пост” поместила на своих страницах еще 13 февраля короткое сообщение о том, что некие армянские радикалы требуют разрыва дипломатических отношений с Израилем в связи с заявлением Р.Коэн по поводу Холокоста и “армянской трагедии”.
“Хаарец” в своей англоязычной версии армянский скандал проигнорировала вообще. И уж тем более трудно себе представить, что ради отношений с Арменией в Израиле откажутся от того, что гитлеровский геноцид евреев – это уникальный случай в истории человечества. Что же касается прагматических материй, то рисковать отношениями с Турцией ради дружбы с Арменией в Израиле уж точно не станут.
Но что произойдет в Армении, когда станет ясно, что в Израиле не намерены пересматривать свою идеологию и стратегические основы внешней политики тотчас же после того, как в Ереване капризно топнули ножкой?
Конечно, теоретически можно предположить, что при помощи вышеупомянутой скандальной “ноты протеста” в Армении просто “выпустили пар”. Тем более, что давняя истерия вокруг “признания геноцида” за время пребывания у власти Роберта Кочаряна с его ставкой на союз с дашнаками, помощь диаспоры и т.д. взвинчена до предела, и более чем эмоциональная реакция на все, что в той или иной степени связано с так называемым “геноцидом армян”, по сути дела предрешено: если за рубежом принята очередная “армянская резолюция”, то вокруг этого пресса поднимает шум, сравнимый разве что с “итогами Лиссабонского саммита ОБСЕ” в Азербайджане, и наоборот, разумеется.
Но, увы, все не так просто. Потому как спор вокруг отношения Израиля к так называемому “геноциду армян” – это даже не верхушка айсберга, и первопричину нынешнего скандала следует искать в давних связях Армении с радикальными арабскими режимами и партиями. В числе главных военно-политических союзников Еревана – Иран, Сирия, Ливан, другие режимы подобного рода.
Организация освобождения Палестины располагала явками в столице Армении еще во время существования СССР, а сегодня Ясир Арафат выступает с заявлениями типа “мы и армяне – один народ”. Не один десяток лет существует прямое авиасообщение между Ереваном и Бейрутом. Можно вспомнить и о том, какая тесная дружба существовала между армянскими и палестинскими террористическими организациями – основатель АСАЛА Акоп Акопян вообще начинал свою карьеру в рядах существующей и поныне палестинской террористической группировки “Черный сентябрь”.
Плюс ко всему в Армении одной из самых обсуждаемых тем является военный союз Израиля и Турции, причем в последние годы в Ереване с абсолютной убежденностью “включают” в него и Азербайджан. Более того, в Армении уже пытаются сколачивать некие “блоки”, “противостоящие оси Израиль – Турция – Азербайджан”. В частности, именно таким образом в Армении объясняют необходимость существования региональной “тройки” в составе Армении, Греции и Ирана.
Подобный ментальный динамит, особенно в условиях Армении, где в политике, особенно внешней, всегда присутствует изрядная доля истерии, рано или поздно должен был сработать – заявление Ривки Коэн просто сыграло роль пускового механизма. И как минимум продемонстрировало, какое влияние на политику официальных структур Армении оказывают круги, прямо или косвенно связанные с террористическими организациями и поддерживающими их режимами.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год