Базары по-голландски в Азербайджане

Тамилла ЗЕЙНАЛОВА, зампредседателя АНК Хельсинкской гражданской ассамблеи

Недавно в Ясамальском районе был избит пожилой мужчина-беженец. В чем была его вина? Оказывается, он портил внешний вид нашего города, мешал Баку приблизиться к европейским стандартам и облику 70-х годов. Каким образом он этого добивался?

– Он торговал на улице. В этом же районе мы были свидетелями сноса и разгрома уличного базарчика, где торговали беженцы. Отряд полиции с дубинками и монтировками ломал и крушил все и вся: прилавки, стеклянную посуду, старые, еле доживающие свой век личные машины, на которых люди подвозили продукты и “товары”. При этом сами продукты не уничтожались, а “экспроприировались”, по информации, для сиротских приютов.

Излишне говорить, как бесцеремонно обходились при этом с продавцами, без разницы для всех тех, кто перед ними: молодая женщина, старик, подросток или седая мать семейства. В ход пускались дубинка и ругань. На вопросы прохожих, почему они позволяют себе такую дикость, отвечали: выполняем распоряжение главы исполнительной власти города, убираем источники загрязнения столицы.

К нам в комитет поступали сообщения о подобных сценах и с других районов города. А распоряжения главы города, по самому большому счету, возводятся у нас в ранг закона и в комментариях все эти “действа” называются “порядком”, “чистотой”. При этом та же полиция остается безучастной, наблюдая, как летят с окон и балконов свертки с мусором и стоят деревья на улицах, густо увешанные тряпками и полиэтиленовыми мешками в ожидании новых порывов ветра. Не говоря о том, что уборщики жэков не выполняют своих обязанностей по уборке улиц и дворов, не говоря о блоках и лифтах…

Почему же “красота” города должна оплачиваться ценой судеб людей, особенно беженцев, обрекая их на голод, лишая их заработать на хлеб насущный. Красота города должна достигаться за счет продуманных мероприятий властей, их усилий, их финансирования, а не отдельных кампаний. Беженцы не виноваты, что они беженцы, это мы все, и в первую очередь все сменявшие друг друга три-четыре власти, виноваты, что не защитили их, а сейчас по прошествии 9 лет и еще неизвестно, на сколько в дальнейшем, обрекли людей на положение изгоев. Не создавая рабочих мест, не думая об их прожиточном минимуме, об их занятости, власти дошли до того, что им уже не удается скрывать раздражения, что беженцы и неимущие люди вообще существуют.

Мне доводилось бывать в ряде европейских столиц и городах Штатов и ответственно говорю, что нелицензионная уличная торговля есть везде: в Лондоне, Париже, Москве, Варшаве, Нью-Йорке, Амстердаме и т.д., даже бытуют различные прозвища, обозначающие их, – толкучки, барахолки, блошиные рынки, ярмарки, базары и т.д. И везде их чистоту, порядок, их нехитрое оборудование поддерживают и обеспечивают муниципальные власти.

Хочу остановиться на ситуации в столице весьма благополучной Голландии – Амстердаме, последние годы ставшей городом беженцев, эмигрантов: из Турции, Индии, республик бывшей Югославии, стран Африки, Азербайджана, Армении и т.д… На территории города и в самом его центре разбито до 200 базаров, причем каждый – инициатива отдельной национальной группы, базары эти дневные, снабжены легкими разбираемыми стеллажами, тентами, зонтами.

На прилавках, стеллажах разложены всевозможные товары: из серии “народные промыслы”, предметы одежды, ручное вязание, продукты питания, фрукты и пр., причем цены на них ниже, чем в маркетах. Вечером все “оборудование” этих базаров разбирается, складывается в специальные контейнеры, которые даже охраняются полицией. Улицы убираются мойщиками, уборщиками улиц. А утром все снова расставляется на свои места: голландцы не считают, что эти базары портят внешний вид города, а наоборот, отмечают, что придают ему какой-то новый колорит. Это в самом деле так.

И еще – там с сочувствием относятся к людям необустроенным, таким, как беженцы, и там поощряется любая инициатива человека честно зарабатывать деньги (кстати, так считают не только в Голландии). Надо отметить, что голландские власти с согласия большинства населения страны, исходя из христианского милосердия и уважения к правам человека и солидарности людей всего мира, выплачивают всем беженцам различные суммы в зависимости от их положения. Минимальной суммы достаточно для пропитания, но голландцы понимают, что безделье растлевает человека и разьедает его душу, лучше дать возможность занять себя любым безобидным для других занятием, чем обрекать его на неизбежную при безделье противозаконную выходку.

Если на Западе так относятся к “пришлым людям”, то почему мы так бессердечны к собственным гражданам? Что, мы живем не по тем же человеческим законам? Или в исламе и в традициях азербайджанского народа отсутствуют такие понятия, как сострадание, солидарность и, наконец, здравый смысл?

Любой “базар” как вид торговли имеет право а жизнь, если есть, ЧТО продавать, и ЭТО имеет спрос. Власти города могут указать, где конкретно “разбить” базарчики, конечно, лучше внутри жилых кварталов, а не на магистралях, помочь обставить их непортящими улицу оборудованием, тентами от непогоды, мусорными баками, причем все это, не требуя платы, спрашивая за чистоту с избранных самими торговцами “старост”.

Предвижу возражения, что есть специальные базары – пусть идут туда. Но видя пустые прилавки и места во многих базарах и уже не стоящих вокруг них, а бегающих с тяжелыми поклажами горе-торговцев, можно сделать вывод, что это делается не из любви к спорту, а только из-за того, что внутри с них требуют плату и, наверное, немалую. Надо с удовлетворением отметить, что де-факто опять появились уничтоженные было в тупом служебном рвении букинистические лавки.

“Лавки” – это, конечно, преувеличение – просто продажа книг на тротуарах, оградах, ступеньках и т.д. Нужда заставляет людей за смешную цену выносить на продажу книги из различных библиотек, иногда очень ценные, и какое счастье, если кто-то их скупает. Если городские власти немного обустроят эти букинистические уголки, то они могут стать украшением города не хуже фонтанов. Даже можно с уверенностью сказать, что лучше, потому что будут радовать и взор, и души, и умы. Тем более, что книжные магазины давно съедены фирменными “ширпотребами” или другими нововведениями.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: