Новое политическое убийство в Таджикистане

НУРАНИ

В столице Таджикистана Душанбе совершено очередное громкое политическое убийство. По информации “Интерфакса”, вчера утром в столице Таджикистана Душанбе неизвестные террористы обстреляли автомашину заместителя министра внутренних дел Таджикистана Хабиба Сангинова, когда он отправлялся на работу. Сангинов, его водитель и один из телохранителей скончались на месте. Второй телохранитель скончался в больнице.

А террористы, как того и следовало ожидать, скрылись с места преступления. В соответствии с мусульманскими обычаями, Хабиба Сангинова было решено хоронить в тот же день. В правительственных структурах Таджикистана он был одним из представителей Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), принимал активное участие в переговорах с властями, позже входил в военную комиссию.

Убийство Сангинова – это уже не первый громкий террористический акт в Таджикистане.

Несколько дней назад в Душанбе был взорван крупный торговый центр, и только по счастливой случайности все обошлось без многочисленных жертв. Осенью 1998 года в Душанбе был застрелен один из лидеров ОТО Отахон Латифи, весной 1999 года – Сафарали Кенжаев, возглавивший в свое время мятеж против той самой ОТО, де-факто контролировавшей власть в Таджикистане, и во время подписания мирного соглашения с властями ОТО требовала суда над ним.

Пока что в прессе не появилось никаких возможных версий убийства Сангинова, и можно только догадываться, кто “заказал” заместителя министра внутренних дел. Как известно, Таджикистан является основным перевалочным пунктом афганского опиума на его пути в Россию и далее в страны Европы, и за убийством заместителя главы МВД могли стоять наркодельцы.

Не исключено, что речь может идти и о дележе сфер влияния в коммерции, на что указывает взрыв торгового центра. Точно так же вполне возможно, что в Таджикистане просто последовательно накаливают обстановку, что, как правило, предшествует силовому переделу власти. Однако не исключено, что корни новой таджикской волны террора следует искать в Афганистане.

Как известно, на минувшей неделе в Париж прибыл Ахмад Шах Масуд – лидер противостоящего талибам в Афганистане Северного альянса. Цель его визита была совершенно понятной: заручиться поддержкой европейских сил в противостоянии с талибами, Причем, как подчеркивал Масуд, сегодня его бойцам приходится противостоять не только “Талибан”, но еще и бен Ладену.

В те же дни бен Ладен существенно облегчил задачу Ахмад Шаху Масуду, призвав всех мусульман в очередном записанном на видеопленку обращении к поддержке “Талибан”, что квалифицировал как “джихад”, то есть священную войну. На обратном пути Ахмад Шах Масуд сделал остановку в Душанбе, где провел весьма важную пресс-конференцию. По сообщению мировых масс-медиа, он дал понять, что Северный альянс готов начать переговоры с движением “Талибан” о мирном урегулировании в Афганистане и об их вхождении в состав коалиционного правительства.

В то же время Ахмад Шах Масуд указал, что 90 процентов населения Афганстана не поддерживает политику, проводимую талибами, и даже на тех территориях, которые сегодня контролирует “Талибан”, есть “много очагов массового сопротивления”. Однако, несмотря на то, что Ахмад Шах Масуд говорил о возможности вхождения “Талибан” в новое коалиционное правительство, по мнению многих экспертов, в Афганистане идет подготовка к новой военной кампании.

В Афганистан возвращается Рашид Дустум, лидер узбекских военных формирований, и аналитики вновь говорят о его возможном альянсе с Ахмад Шахом Масудом. По мнению западных экспертов, не исключена новая вспышка военных действий в Афганистане, и возможно даже, силам северян удастся захватить Кабул. В этой ситуации не стоит забывать о проблеме бен Ладена.

После того как проведенные правоохранительными органами европейских стран совместно с американскими спецслужбами расследования показали, что боевики бен Ладена готовили серию террористических актов во многих городах Европы, борьба с саудовским миллионером-террористом перестала быть проблемой только Вашингтона и в меньшей степени Москвы.

И, что бы там ни говорили, Ахмад Шах Масуд – единственный в Афганистане лидер, способный бросить вызов “Талибан”, главным покровителям бен Ладена. То есть тут интересы Запада и Ахмад Шаха Масуда объективно совпадают. Как ни парадоксально это звучит, здесь не последнюю роль может сыграть и нынешнее сотрудничество между Северным альянсом, с одной стороны, и Россией и Ираном, с другой.

Очевидно, что занимающий весьма важное геостратегическое положение Афганистан, западные политики после демонтажа власти “Талибан” вовсе не горят желанием передавать под контроль Москвы и Тегерана. А так как популярных прозападных лидеров в Афганистане пока что не обнаружилось, то попытка перекупить у Москвы Ахмад Шаха Масуда – шаг настолько неожиданный, насколько и прогнозируемый. Вопрос, однако, в том, что если речь идет о внешнем вмешательстве в афганские дела, то Таджикистану в этих планах по логике вещей отводится весьма важная роль.

Таджикско-афганская граница отделяет Таджикистан именно от афганских территорий, контролируемых Северным Альянсом, и нетрудно догадаться, что именно по территории Таджикистана будут осуществляться поставки в Афганистан оружия, нуманитарной помощи и т.д. Если учесть, что у ОТО существуют давно налаженные контакты с Ахмад Шахом Масудом, тоже, кстати, таджиком по национальности, то ее роль в нынешней ситуации предстает совсем иной.

Более того, понятно, что соперничество между прежники правящими структурами Таджикистана, с одной стороны, и ОТО, с другой, которое к тому же в немалой степени носило характер регионально-клановой розни, с подписанием мирного внутритаджикского соглашения не прекратилось.

И не исключено, что кое-кому в Душанбе просто не по душе превращение ОТО в политическую силу, находящуюся в поле зрения влиятельных западных политиков, а ее лидеров – в фигуры, сравнимые по масштабу с Ибрагимом Руговой или Хашимом Тачи.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год