“Грязные” деньги перешли в разряд электронных

Г.МАМЕДЗАДЕ

За последние десять лет международная общественность активизировалась в борьбе с легализацией “грязных денег”, транснациональной преступностью, наркобизнесом и коррупцией. Очевидно, как за сравнительно короткий срок организованная преступность приобрела новые системные качества: отраслевое и региональное распределение сфер влияния, формирование бюрократии преступного сообщества, наличие криминализированных структур, внедрение в органы власти, управления и средства массовой информации на всех уровнях.

Проблема с легализацией преступных доходов и отмыванием денег неоднократно обсуждалась на международных форумах с участием представителей финансово-кредитных организаций стран СНГ и Европейского союза, поскольку научно-технический прогресс уже облекает “грязные” деньги в новые формы существования, как то электронные деньги. Криминологи сообщают, что стала весьма популярна такая система отмывания денег, как “хаваля”. При этом деньги как бы перечисляются с одного счета на другой в зарубежном государстве, но на самом деле эти финансовые средства не покидают пределов страны. Электронные деньги обеспечивают анонимность владельца, и против этого вида “грязных” денег бороться сложнее всего.

На сегодняшний день по данному вопросу пока не приняты международные нормативные акты, но они постепенно разрабатываются как международными структурами, в том числе ООН, так и национальными законодательствами различных стран мира. В 1998 году из российской экономики таким образом уплыли 50 млрд долларов. По Азербайджану таких цифр нет, точнее, их никто не предоставлял. Как известно, основную массу “грязных” денег формируют наркотизм и прибыль, полученные в результате незаконного оборота наркотиков и прекурсоров, в том числе психотропных материалов.

Две трети средств, добытых незаконным путем, легализуются в форме инвестиции в наиболее капиталоемкие отрасли для приобретения пакетов акций предприятий, сферы услуг, печатных и электронных СМИ, вкладываются в недвижимость, в том числе и за рубежом. Пути во властные структуры прокладывают так называемые “эмиссары” от наркокортелей. А доходы от наркобизнеса транснациональные синдикаты в “сотрудничестве” с местным криминалом успешно вкладывают в экономические и политические сферы.

В беседе с “Эхо” национальный координатор программы развития ООН “Контроль над наркотиками на Южном Кавказе” (SCAD) по Азербайджану Мазаир Эфендиев подчеркнул, что стратегическим направлением в борьбе с оргпреступностью является подрыв ее финансовой и экономической основы, пресечение и ликвидация каналов легализации незаконных доходов, в том числе и в форме перемещения их за границу. По мнению Эфендиева, не имеют реальной основы высказывания ряда отечественных и зарубежных криминологов о том, что легализация незаконных доходов неопасна, и “грязные” деньги должны “работать”, находиться в режиме свободного оборота и плавания.

Особая опасность существует для таких неустойчивых государств, как Азербайджан, учитывая сравнительно короткий период их независимого развития. Государство должно защитить свои национальные интересы, поскольку с помощью “грязных” денег преступными элементами достигаются не только экономические горизонты, они прорываются и к политической власти.

В настоящее время ситуация усугубляется в связи с опасностью терроризма. Международные эксперты выражают тревогу по поводу того, что “на средства от транснационального наркобизнеса при посредничестве национальных чиновников финансируется международный терроризм, приобретаются вооружение и боеприпасы…”

Международные наркосиндикаты в основном, базирующиеся на территории США, стран Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, имеют многомиллиардные барыши от торговли наркотиками. Эта проблема по значимости разделяет “первенство” разве что с торговлей оружием. К сожалению, эта проблема не миновала и Азербайджан. У нас нет конкретных данных в этом вопросе, отмечает М.Эфендиев, но отставки тех или иных чиновников, сопровождаемые сомнительными формулировками, наводят на определенные выводы…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: