“От Грузии останутся только Тбилиси и Кутаиси”

Вице-спикер Госдумы РФ, лидер Либерально-демократической партии России дал эксклюзивное интервью агентству “Прайм-Ньюс”

– Как вы, бывший офицер политуправления Закавказского военного округа, относитесь к выводу из Грузии российских военных, к планирующемуся расформированию тбилисского штаба Группы российских войск в Закавказье?

– Я считаю, что ни грузинской, ни российской сторонам не надо торопиться с выводом из Грузии российских войск. Возможно, Эдуард Шеварднадзе рассчитывает на помощь США. Но эта помощь может быть такой же, как в Афганистане. Сначала готовят талибов, потом провоцируются теракты, потом расстреливают страну, потом собирают международные средства на ее восстановление… Если Грузии нужна такая судьба, то можно следовать этой формуле. В нынешнем виде ситуация вокруг Абхазии в чем-то не устраивает Тбилиси, но потом ведь будет еще хуже. Грузию будут наказывать за пренебрежение правами нацменьшинств в Южной Осетии, Абхазии, Аджарии, Гардабани, Марнеули, Джавахетии.

А вместе с Россией вариант будет намного лучше. Например, расположить в Гудауте крупную группировку российских войск и под ее ответственность заставить Сухуми вернуть 200 тысяч грузинских беженцев. Тогда Тбилиси получает решение проблемы беженцев, они не будут давить на Шеварднадзе. И абхазы не будут волноваться, что их положение ухудшится в случае возвращения беженцев и вывода российских войск. То есть Грузии очень выгодно, чтобы российская армия оставалась, ибо только это может обеспечить гарантии безопасности различных народов. Если в Грузию войдут американские или турецкие войска, пользы не будет, все будет только хуже. И Россия будет вынуждена уйти, ее влияние станет минимальным.

– Что будет дальше?

– Шеварднадзе не вечен. Сегодня ему идут навстречу на Западе, но после него в Грузии будет военный диктатор или кто-то из генералов-партизан. США тогда не будут помогать, США выгоднее отношения с Россией, потому что Грузия в опасной зоне – здесь и армяне, и курды, и Турция, и Ближний Восток, и нефтепроводы. Для Грузии будет плачевно, если она добьется вывода со своей территории войск России и ввода туда натовских сил. НАТО не может справиться с ситуацией на Балканах и в Афганистане.

Думаете, они позволят убивать своих солдат в Грузии? Погибнут первые же десять натовских солдат, и они немедленно выведут свои войска и начнут бомбить всю Грузию. В Грузии начнется страшная гражданская война. Что касается штаба ГРВЗ, то я постараюсь это выяснить, направим запросы министру обороны Сергею Иванову, начальнику Генштаба Анатолию Квашнину. Надо, чтобы комитет Госдумы по обороне занялся вопросом – насколько продуманно так скоропалительно эвакуировать из Грузии российские военные учреждения.

– Но ведь это решение принимается в Москве…

– Но под влиянием и давлением Шеварднадзе. Это он настаивает. Путин ему еще в ноябре сказал – уходит наша армия, что тогда – объявляете войну? Ведь это однозначно: грузинская армия входит в Сухуми – начинается война. Весь мир не допустит этого.

– По инициативе социалистической партии в Грузии собирают подписи за улучшение отношений с Россией…

– Это очень хорошо. Молдова и Армения, Таджикистан и Кыргызстан просятся в Союз России и Беларуси. И Грузия могла бы это сделать. В любом случае, двусторонние отношения можно было бы улучшить. Запустить поезд Москва – Тбилиси – Ереван через Сухуми, курорты открыть. Бакуриани, Цхалтубо, Боржоми – все раньше работало, все отдыхали, лечились. А сегодняшнее состояние – это же очень плохо. Западные туристы в Грузию никогда не поедут. А русские поедут, и экономические связи с Россией легче восстановить.

– Сейчас готовится новый грузино-российский “рамочный” договор. Что надо сделать, чтобы Госдума РФ его ратифицировала – в отличие от первого, подписанного в 1994 году?

– Первый не ратифицировали из-за Абхазии. В связи с тем, что на границе с Сочи могли оказаться грузинские партизаны. Нам выгодно, чтобы на черноморском побережье была спокойная обстановка. Надо добиться такого формата отношений, чтобы была полная безопасность – для грузин, русских, абхазов, армян. Все вопросы решать, исходя из обоюдных интересов, взаимной выгоды.

– Как вы оцените политику Путина в отношении Грузии?

– Владимир Владимирович уделяет этому большое внимание. Он готов договариваться о таком формате отношений, чтобы это было выгодно и Москве, и Тбилиси.

– Согласны ли вы с заявлениями, авторы которых обвиняют Грузию в “прочеченской” позиции?

– Конечно, имеет значение наличие неуправляемого панкисского региона, нескольких тысяч беженцев из Чечни, боевиков. Гейдар Алиев сумел добиться того, что нет подозрений, что по Азербайджану гуляют чеченские боевики. В Армении их тоже нет. Только в Грузии они есть – несколько тысяч. Разведка это доказывает, и грузинские спецслужбы об этом прекрасно знают. Для России это незаживающая рана – возможное наличие баз чеченских боевиков в Грузии. Естественно, Россия на это реагирует.

– Как вы относитесь к намерению Абхазии стать ассоциированным членом Российской Федерации?

– Если идти по пути признания прав нацменьшинств, то Грузию заставят в конечном итоге признать право абхазов на самостоятельность. Это Грузии невыгодно, а в союзе с Россией она сможет сохранить свою территориальную целостность. Можно добиться того, чтобы Абхазия имела какую-то определенную автономию в рамках Грузии, но гарантом безопасности должна быть русская армия. Или Абхазия будет требовать выхода из состава Грузии. И Турция может помочь Абхазии и Аджарии отделиться от Грузии. Потом Южная Осетия отделится, потом Гардабани и Марнеули присоединятся к Азербайджану. А потом армяне в Джавахетии потребуют референдума и присоединения к Армении зоны Ахалкалаки и Ахалцихе. Анкара потребует вернуть турков в Месхетию. Что останется? Тбилиси и Кутаиси.

– Что вам известно о здоровье Ардзинбы?

– Часто говорят, что вот-вот умрут Каддафи, Хусейн. Насчет Ардзинбы тоже специально запускают разговоры, чтобы в Тбилиси думали – вот скоро он умрет и решим проблему. Все нормально у него.

– В прошлом году вы собирались в Грузию, но после демарша Михаила Саакашвили отменили визит. Можно ли вас ждать в Тбилиси?

– Я приеду в Тбилиси как член делегации России на организуемый НАТО 26 – 28 апреля семинар. Саакашвили имеет право выступать, но проблему моего приезда уже решает НАТО. Тбилиси не имеет право принимать решение, выдавать или нет визу.

– Если говорить о будущем президенте Грузии серьезно, кого бы вы могли назвать?

– Возможно, Аслан Абашидзе мог бы претендовать. Может быть, Зураб Жвания. Чем более незрелая демократия, тем больше кандидатов в президенты.

– Вам, чтобы в Тбилиси приехать, понадобится виза. Это нормально?

– Это ненормально. Не надо становиться в позу. И грузины, и русские хотят жить в мире и согласии, от конфронтации пользы никому не будет…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: