Н.АЛИЕВ
Два дня назад в Беларусии была задержана партия радиоактивного урана. Члены международной преступной группировки пытались продать полтора килограмма урана, однако спецслужбы Беларусии предотвратили попытку, внедрив в преступную среду своего человека.
Получив оперативные данные, Комитет госбезопасности Беларусии разработал операцию, направив в преступную группировку сотрудника КГБ под видом иностранца, желающего приобрести радиоактивные материалы. Стоимость запланированной сделки составила 250 тыс. долларов за 1,5 кг урана. Контрольная закупка 261 грамма, находящегося в металлическом стержне вещества, подтвердила наличие урана-235 и урана-238.
По предварительному заключению специалистов, стержень предположительно является частью тепловыделяющего элемента реактора. В момент совершения окончательной сделки был задержан один из продавцов, у которого было изъято еще четыре таких же урановых стержня. Несколько позднее в ходе проведения оперативно-розыскных действий сотрудники беларусского КГБ задержали еще пять человек, причастных к торговле радиоактивными материалами.
Интерес в этой истории вызывает то обстоятельство, что характеристики изъятого вещества свидетельствуют о том, что похищено оно могло быть в том числе и с армянской атомной станции. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что у арестованных изъят уран-235 и Ц238, характеристики которого схожи с радиоактивными веществами, которые были обнаружены у граждан Армении в прошлом году.
В июне служба безопасности Аджарии пресекла попытку вывоза из Грузии урана-235. Затем в середине сентября в Тбилиси была задержана группа лиц, у которых также обнаружены радиоактивные вещества. Трое граждан Грузии и один гражданин Армении намеревались продать их за крупную сумму. Сотрудники министерства госбезопасности Грузии изъяли у задержанных 3 грамма порошка урана-235 и 20 контейнеров с плутонием. Преступники пытались продать уран за 100 тысяч долларов, а плутоний – за 750 тысяч.
Предположения о том, откуда преступники могли достать уран и плутоний, возникли почти сразу, учитывая близость Армянской АЭС и ситуацию, которая царит на ней (угрозы персонала провести забастовку в связи с невыплатой зарплаты и т.д.).
Эта версия получила свое подтверждение в декабре, когда в Грузии вновь была пресечена попытка контрабанды урана. 21 декабря МВД Грузии сообщило, что грузинские правоохранительные органы задержали гражданина Армении Эдуарда Казаряна, который незаконно ввез в Грузию 300 граммов радиоактивного урана. В информации говорилось, что уран, который Э.Казарян перевозил в специальном контейнере, был похищен ранее с Армянской атомной электростанции.
Тогда же в интервью Reuters высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов Грузии сообщил, что у Казаряна было изъято 10,5 унции урана. “У нас есть серьезнейшие основания полагать, уран был похищен на Армянской атомной электростанции”, – сказал он. Причем у арестованного также была пластина урана-235.
В описанных выше случаях речь шла о похищении урана. А ведь существует еще и отработанное ядерное топливо (ОЯТ), пропажа которого в условиях Армении может остаться практически незамеченной. На ААЭС эксплуатируется один реактор. В Армении нет ни производств по переработке ОЯТ, ни условий для его геологического захоронения. Приреакторный бассейн и бассейн закрытого реактора (блок 1) также заполнены, занят даже резервный отсек.
В этой ситуации пропажа ОЯТ, которое и так негде складировать, особого внимания не привлечет. При этом стоит учесть, что, по словам президента Российского научного центра “Курчатовский институт” Евгения Велихова, в отработанном ядерном топливе всегда остается уран-238, который затем может быть превращен при облучении нейтронами в плутоний. Кроме того, как утверждал Велихов в интервью Стране.ru, даже уран-235 не выжигается полностью.
Армянская АЭС, судя по всему, уже стала любимым “торговым объектом” для контрабандистов и террористов всех мастей. Посчитав, сколько урана и других радиоактивных материалов за эти годы было вывезено оттуда, можно понять беспокойство спецслужб стран мира. Ведь для изготовления так называемой “грязной атомной бомбы” требуется совсем немного расщепляющегося материала, который обкладывается взрывчатыми веществами – и все, бомба готова.
“Грязная атомная бомба” – настолько примитивное устройство, что в нем можно использовать радиоактивные материалы, широко применяемые в медицине и промышленности. Например, по словам директора МАГАТЭ по радиационной безопасности и безопасности отходов Абеля Гонсалеса, “оборудование для радиотерапии снабжено небольшим числом устройств безопасности, и мощный источник можно снять достаточно легко, особенно, если человека, который это делает, не заботит собственное здоровье. Конечно, последствия применения грязной бомбы не должны повлечь много человеческих жертв. Однако даже небольшое загрязнение может иметь большой психологический и экономический эффект”.
Эксперты МАГАТЭ приводят один пример. В сентябре 1987 года сборщики металлолома вломились в заброшенную клинику бразильского города Гояни и украли высокорадиоактивный источник. Они разбили на части 20-граммовую капсулу с цезием-137 и поделили полученный металлолом. Результат: 14 человек получили повышенную дозу облучения (четверо из них умерли), а 249 подверглись радиоактивному заражению. В процессе дезактивации 85 жилых домов пришлось снести. Психологический эффект был ужасен – население города несколько недель находилось в паническом состоянии.
В общем, кажется, любой террорист может изготовить “грязную атомную бомбу” без особого труда – достаточно отправить запрос на Армянскую АЭС, а уж там постараются выполнить просьбу…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год