И.ЮСИФОГЛУ
На прошлой неделе в Бакинском пресс-клубе состоялся саммит оппозиции, обозначенный некоторыми наблюдателями как “промусаватский”. Автором идеи саммита, напомним, является башкан “Мусават” Иса Гамбар. В интервью “Эхо” он комментирует прошедшее мероприятие, а также вопрос политзаключенных в Азербайджане.
ПРОБЛЕМА “ТРОЙКОЙ” НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ
– Одним из самых актуальных вопросов для Азербайджана является проблема политзаключенных. Какова позиция партии “Мусават” в этом вопросе?
– При вступлении в Совет Европы Азербайджан взял на себя обязательство пересмотреть дела политзаключенных. Власти не выполнили обязательство, наоборот, за это время число политзаключенных в стране возросло. Сейчас настало время отвечать, и причину сложившейся ситуации я вижу в безответственном подходе властей к выполнению обязательств перед СЕ.
– У “Мусават” есть свой список политзаключенных?
– Я не считаю, что у каждой партии должен быть свой список. Просто, в соответствии с просьбами правозащитных организаций, мы подготовили список членов “Мусават”, осужденных по политическим мотивам, и передали его правозащитникам. Это люди, осужденные по шекинским, джалилабадским событиям 2000 года, профессор Адиль Гейбулла, осужденный по политическим мотивам, и др. Всего мусаватистов-политзаключенных было более 10 человек. Однако за последнее время сроки заключения некоторых мусаватистов истекли и список несколько уменьшился.
– Кого вы относите к политзаключенным?
– Нельзя ограничивать дискуссию о политзаключенных в стране только вокруг трех известных имен: Искендера Гамидова, Рагима Газиева и Аликрама Гумбатова. В Азербайджане сотни осужденных по политическим мотивам и их права должны защищаться в равной степени. Что касается известной тройки: мы считаем, что И.Гамидов был осужден незаконно. У него в свое время были проблемы с журналистами, на что мы выражали протест. И, по сути, отставка Искендер бея в апреле 1993 года была следствием реакции президента и правящих структур на эти факты. Но осуждение Гамидова на 14-летний срок – несправедливо.
У Р.Газиева были в свое время серьезные ошибки. Однако суд над ним показал, что дело имеет серьезный политический аспект. Если помните, Гейдар Алиев предложил Газиеву пост первого вице-премьера. Когда Газиев отказался и выступил с обвинениями в адрес Алиева, его внезапно объявили преступником. Поэтому политические аспекты ареста и необходимость пересмотра дела Газиева налицо…
А.Гумбатов совершил преступления против государственности, в результате его действий погибли невинные люди. Но мы должны знать, что сепаратизм в Европе относится к политическим преступлениям. И лицо, разрушающее территориальную целостность страны, считается в Европе политзаключенным. Однако если руководство Азербайджана не может освободить А.Гумбатова, то при вступлении в Совет Европы нужно было открыто заявить, что “этого человека мы освободить не можем”…
– Насколько реальна угроза исключения Азербайджана из СЕ?
– Этого нельзя допустить. Я думаю, что Гейдар Алиев, всесторонне обсудив ситуацию, должен принять правильные решения. Терять такую трибуну и отдавать ее Армении было бы стратегической ошибкой. СЕ нельзя обманывать, с ним необходимо наладить взаимовыгодное сотрудничество.
– Сегодня в адрес СЕ раздаются обвинения в “двойных стандартах” по отношению к Азербайджану…
– Если бы власти Азербайджана не усилили бы давление на свободу слова, решали бы вопрос политзаключенных, то этой проблемы не было бы. Возможно, что в Совете Европы нас кто-то не любит. Армения также осознает, что лишение Азербайджана этой важной трибуны станет дипломатическим успехом Еревана. Однако мы живем в сложном мире. К сожалению, миром правит интерес. И надеяться, что принципы, зафиксированные в уставе какой-либо организации, будут реализованы сами по себе, – наивно. Для этого нужно работать.
НЕ САМЫЙ АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
– На прошлой неделе в Бакинском пресс-клубе прошел саммит оппозиции. Как вы сами оцениваете мероприятие?
– Как очень важное событие. 32 партии страны пришли к общему знаменателю и выступили с общих позиций. Из них 25 подписали документ о создании единого оппозиционного движения и объявили о совместной борьбе с сегодняшней властью. В то же время мы хотели бы, чтобы в этом участвовали все оппозиционные партии страны. Поэтому работа продолжается.
– Как бы вы объяснили причину отсутствия на мероприятии Этибара Мамедова, Али Керимли и некоторых других политиков?
– Это вопрос к ним самим.
– Подобные инициативы оппозиция предпринимала и раньше и неизменно источником разногласий был вопрос единого кандидата от оппозиции на президентских выборах. Как вы собираетесь решать этот вопрос в рамках саммита?
– Это не самый актуальный вопрос. Во-первых, потому, что президентская предвыборная кампания еще не начата. Во-вторых, политические силы не проявили желания обсуждать этот вопрос. Кроме того, в одном из документов, подписанных на саммите, говорится, что “стороны обсудят возможность совместного участия в выборах”. То есть, когда придет время, мы обсудим возможность участия в выборах единым блоком. Пока этот вопрос не актуален.
– А каков, по вашему мнению, механизм определения единого кандидата от оппозиции?
– Мы полагаем, что единый кандидат может быть определен путем первичных выборов – праймериз. Однако если другие оппозиционные силы не проявят интереса к определению единого кандидата, то мы этот вопрос на повестку дня выносить не будем.
ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ ВЕЗДЕ
– Про оппозицию все чаще говорят как о “неспособной объединиться”…
– Нельзя сказать, что оппозиция не способна объединиться. До последнего времени действовало несколько оппозиционных структур. Сегодня 25 оппозиционных партий создали единое движение и это уже означает объединение оппозиции. Если же говорить о том, что в единую организацию не может собраться вся оппозиция… Здесь несколько причин. Первая – различия в идеологических платформах и политических позициях. Другая причина – различия в подходах к взаимоотношениям с властью, в философии прихода к власти.
Мы полагаем, что единственный путь прихода к власти – свободные и справедливые выборы. Однако некоторые партии полагают, что путь к власти лежит через союз с сегодняшней правящей элитой.
– Распространялась информация о противоречиях внутри “Мусават”. Какие проблемы переживает сегодня партия?
– “Мусават” – большая политическая организация. В ней объединены десятки тысяч людей. Поэтому наличие определенных проблем внутри партии неизбежно. Разногласий не могут избежать даже мелкие организации. Полностью исключить подобные противоречия невозможно. Может быть, даже и не стоит. Поскольку общеизвестно, что определенная внутренняя конкуренция стимулирует развитие…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год