Втянется ли Азербайджан в ближневосточный конфликт?

НУРАНИ

Скандал вокруг судна “Карина А”, задержанного с крупной партией контрабандного оружия на борту, продолжает разгораться. Как заявил журналистам посол Израиля в Азербайджане господин Эйтан Нае, в те дни, когда в регион с очередным визитом прибыл американский посредник Энтони Зинни, на все усилия мирового сообщества по урегулированию конфликта Ясир Арафат ответил тем, что закупил большую партию оружия.

Официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер заявил журналистам, что ждет более полной информации об инциденте с оружием, однако в то же время дал понять, что в США не сомневаются в подлинности интервью капитана судна Омара Окауи, где тот говорил о причастности палестинской администрации к контрабанде оружия. Кроме того, Баучер дал понять, что Вашингтон уже получал информацию о том, что Палестина закупает оружие из других израильских источников.

Инцидент с судном “Карина” на Ближнем Востоке выявил весьма опасные тенденции. Во-первых, если на сцене висит ружье, то оно, как известно, должно выстрелить. И если Палестинская автономия в массовом порядке закупает оружие, то, следовательно, готовится к полномасштабной войне. Во-вторых, в то время как пресса за годы “мирного процесса на Ближнем Востоке” привыкла противопоставлять “хорошего” Арафата и “плохих” ближневосточных суперрадикалов, включая прежде всего ХАМАС и “Хезболлах”, на самом деле отношения между Палестинской автономией и “Хезболлах” весьма тесные и дружеские: как заявил Окауи в интервью американской Fox News, оружие ему передали “люди из “Хезболлах”.

А в-третьих, вся операция с оружием была проведена уже после того, как Арафат громогласно, по телевидению заявил о прекращении огня, но тем не менее операции по доставке оружия в Палестину никто не отменил. Нельзя сказать, чтобы в Азербайджане вообще не обращали внимания на события на Ближнем Востоке.

Вопрос, однако, в том, что нынешнее обострение обстановки в этом регионе затрагивает интересы и безопасность нашей страны куда серьезнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, оружие было закуплено в Иране, который, как известно, уже давно претендует на роль одного из основных “игроков” и на Южном Кавказе, и в Прикаспийском регионе. А во-вторых, в число участников южнокавказской “большой игры” все настойчивее пытается войти Греция, тоже сыгравшая не последнюю роль в “оружейном скандале” со своей традиционной ролью “перевалочной базы” террористов. Напомним: Адель Авдалла, который и отдавал все распоряжения капитану захваченного судна Омару Окауи, является представителем ООП именно в Греции.

Как уже сообщалось в прессе, в феврале в Ереване состоится очередное заседание исполнительного комитета министров иностранных дел Армении, Ирана и Греции. Как указывают создатели региональной “тройки”, действующей еще с 2000 года, в рамках этого союза предусматривается партнерство в экономической, политической и даже в военной сферах. Правда, во время своего недавнего визита в Баку заместитель министра иностранных дел Греции Иоаннис Магриотис наличие в региональной “тройке” программ военного сотрудничества категорически отрицал и в какой-то момент даже пытался опровергнуть сам факт существования подобного союза.

Представители стран, входящих в союз, который в Армении обозначают аббревиатурой “ГАИ”, прежде всего Греции, постоянно подчеркивают. что в этом союзе наличествуют исключительно экономические программы и он не направлен против кого-либо. Тем не менее очевидно, что неприязнь к Турции и Азербайджану – это для ГАИ самый главный, если не единственный, “объединяющий фактор”. В самом деле наполнить очередную региональную “тройку” реальным экономическим содержанием пока что не удается – даже в результате последнего визита Роберта Кочаряна в Иран не удалось добиться реального продвижения в вопросе строительства газопровода Иран – Армения.

Тем более не получается и превратить ее в противовес ГУУАМ, как это виделось многим ереванском стратегам весной 2000 года. Несмотря на то, что союз существует уже полтора года, до сих пор в его рамках не появилось ни одного конкретного экономического или политического проекта. А самой громкой инициативой в рамках ГАИ до сих пор остается попытка дополнить этот союз тем самым военным соглашением, что вызвало большую обеспокоенность не только в Анкаре, но и в Вашингтоне. Но точно так же все три страны, входящие в региональную “тройку”, имеют и весьма тесные связи с ближневосточными суперрадикалами. О том, что Иран оказывает “Хезболлах” не только моральную поддержку, напоминать излишне…

Куда менее известно то, что в ответ на турецко-израильское соглашение о военном сотрудничестве Греция заключила аналогичный договор с Сирией, которую в США считают страной, поддерживающей терроризм, в том числе ПКК и вышеупомянутую “Хезболлах”. Причем, как показывает пример с оружейным скандалом, вовлеченность и Афин, и Тегерана в ближневосточный конфликт в последнее время заметно возросла. Что опять-таки “встраивается” в процесс активизации террористической сети семидесятых-восьмидесятых годов, важным компонентом которой была Армения.

Еще в семидесятые годы ООП располагала явками в Ереване и весьма тесно сотрудничала с армянскими террористическими группировками. Сегодня эстафета перешла к Еревану. В числе ближайших партнеров Армении оказались Иран, Сирия, Ливан – традиционные “адреса террора” на Ближнем Востоке.

Проще говоря, Армения, с одной стороны, находящаяся в состоянии войны с Азербайджаном, а с другой – все более активно втягивающаяся в ближневосточное противостояние, вполне может сыграть роль этакого “связующего звена” между двумя конфликтами – арабо-израильским и армяно-азербайджанским.

И в то время, как наши дипломаты искренне стараются выстроить “сбалансированную ближневосточную политику” Азербайджана, наша страна может оказаться втянутой в ближневосточное противостояние против своей воли, исключительно в результате политических маневров Еревана. К еще более опасным последствиям может привести возможность включения Южного Кавказа в район действия ближневосточных террористов. Будем откровенны: в обмен на сотрудничество и “инфраструктурную поддержку” в Ереване могут предложить своим “союзникам” начать “диверсионную войну” против Азербайджана.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: