Д.КАРАКМАЗЛИ
“Реклама и компьютерные “дела” развратили эстетику телевидения, и не только отечественное”, – заявил в интервью “Эхо” телережиссер Мири Рзаев. На телевидении все “съедается” – шквал рекламной продукции, топорный монтаж, поверхностный подход к теме и другие моменты. Это, видимо, происходит еще и потому, что тележурналисты видят свою главную задачу в оперативной передаче информации.
На вопрос о том, как в этом плане можно исправить положение, М.Рзаев ответил, что, на его взглад, назрела необходимость создания в Баку курсов по усовершенствованию специалистов по телерадиовещанию. Ведь есть же у нас институты усовершенствования учителей, врачей, так почему же нельзя создать курсы усовершенствования тележурналистов, телережиссеров, телеоператоров? Нельзя вариться в собственном соку, подчеркнул он.
По мнению М.Рзаева, курсы усовершенствования могли бы сыграть большую роль в повышении профессионального уровня специалистов, работающих в сфере телевидения. А вести занятия должны, по его словам, ведущие тележурналисты различных стран мира, у которых азербайджанским телевизионщикам есть чему поучиться, – лаконизму изложения, умению зрелищно и емко преподносить информацию и другим не менее полезным вещам. “Повышению уровня тележурналистов препятствует и неразбериха в вузовской системе обучения. Как мне кажется, нельзя сразу же разъединять режиссеров кино и телевидения.
Специализация должна происходить на последних курсах университета. А на начальном этапе обучения студенты обоих факультетов должны получать знания, опираясь на единую базовую систему, которая, кстати, пока не создана в полном объеме. Универститет, к сожалению, еще не располагает ни техникой, ни киноархивом, ни соответствующей литературой. И потому выпуск профессиональных телевизионных специалистов при таком раскладе проблематичен”, – считает М.Рзаев.
– В последнее время фильмы создаются не только на студии “Телефильм”, но и на студиях независимых телеканалов…
– Да… но везде проблемы те же. Есть и еще одна важная вещь, которую не мешало бы создать. Поскольку некоторые из фильмов – это документы нашей истории, где порой сосредоточены уникальнейшие кадры. Поэтому, думаю, вне зависимости от того, на каком канале созданы эти фильмы, они должны сдаваться в единый Республиканский видеоархив, по примеру Госкиноархива.
– Но ведь видеофильмы нельзя хранить вечно…
– Да, вы правы, через 7 лет пленка приходит в негодность. И потому сейчас стоит вопрос копирования картин на диски. И тогда уже, думаю, можно будет их хранить гораздо дольше.
– А как насчет собственного творчества? Говорят, вы умудрились завоевать сразу две премии “Умай”…
– Да. Первую я получил за фильм “Закрытая дверь” об академике Азизе Алиеве и вторую премию “Умай” в 2001 году за видеофильм “Наши олимпийцы”. Собственно, я пришел работать на телевидение не так уж и давно, в 1991 году. И за это время снял свыше 10 картин – “Мамед Араз”, “Академик Гасан Алиев”, “Бахтияр Вагабзаде”, “Генерал Мехмандаров” и другие. В настоящее время я заканчиваю фильм о видном общественном деятеле Мехти Мехтизаде, который руководил Министерством образования в 70-х годах.
Ознакомившись с документами его жизни, я пришел к выводу, что это был человек весьма прогрессивный, много сделавший для отечественного образования. К примеру, он еще в те годы создал специализированные интернаты по примеру нынешних лицеев. Хотелось бы снять научно-популярные картины. Однако, к сожалению, у нас пока такой студии нет. Возможно, после структуризации телевидения на базе “Телефильма” она будет создана и тогда я смогу снимать те фильмы, которые мне близки по духу, – о живой природе, об открытиях в науке и технике и другие.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год