Р.ОРУДЖЕВ
Все последние годы интерес к религиозному воздействию на наших граждан со стороны самых различных сил не теряет своей актуальности. К сожалению, часто это влияние приводит не к лучшим результатам. Между тем в нашем обществе есть и партия, придерживающаяся, как заявляют ее лидеры, принципов построения светского демократического государства в Азербайджане, с одновременным религиозным просвещением народа на основе ислама. Вместе с тем нельзя сказать, чтобы Исламская партия Азербайджана (ИПА) испытывала когда-нибудь по отношению к себе какой-либо интерес со стороны властей, кроме самого негативного. Сегодня мы беседуем с заместителем председателя ИПА кербалаи Ровшаном Ахмедовым.
– Как вы оцениваете нынешнее положение ИПА в нашем обществе?
– По-моему, сам народ со временем стал больше различать – кто выступает за его благо и развитие государства, а кто хочет прихода к власти любыми способами. Всем уже, наверно, ясно, что мы не относимся к тем партиям, что продают наши национальные и государственные интересы всевозможным силам и государствам, которые желают проводить в регионе свою политику. Эти политические организации, конечно, понимают, что прийти к власти путем прямого народного выбора гораздо труднее, чем прислуживая государствам, имеющим в Азербайджане свои интересы. Таких мы не называем оппозиционерами. И сейчас, несмотря на все свои трудности, ИПА продолжает жить и бороться за приход к власти сообразно с честными принципами.
– А сколько членов в партии?
– Официальное их число составляет сейчас более 30 тысяч человек, но количество реальных приверженцев и последователей у нас гораздо больше. Если правящая партия “Ени Азербайджан” считается наиболее крупной в стране, то мы, наверное, уступаем только ей. И это несмотря на все препятствия, чинимые ИПА. У нас в рядах есть много членов разных национальностей, проживающих в Азербайджане, – русских и других. Мы не делаем различий по религиозному принципу, а также выступаем против разделения мусульман. В ИПА принимаются все, кому близки наш устав и программа. Мы – законопослушные граждане, и главный закон для нас – Конституция страны.
– Чем вы объясняете тот факт, что Министерство юстиции отказывает ИПА в официальной регистрации?
– Еще в 1992 г. ИПА прошла регистрацию. А в 1995 г., перед парламентскими выборами, во время перерегистрации партий, только за то, что наша партия называется “исламской”, нам отказали. А то, что наша программа и устав ни одним своим положением не противоречат ни одному пункту Конституции и законов страны (в том числе и “Закону о политических партиях”), никто к сведению не принял. Такое положение сохраняется до сих пор. Все необходимые для регистрации документы мы предъявили, вообще, все, что от нас зависит, мы уже сделали. Минюст же продолжает настаивать на том, что у нас в стране религия и государство отделены друг от друга, и вроде бы поэтому мы должны сменить название партии.
Мы прекрасно знаем об этом положении и потому предлагаем юристам заглянуть в наш устав и программу – там нет ничего о религии. И если изменить наше название, то что для властей изменится в принципе? Истинная причина в том, что они знают – ИПА имеет большое число членов и поддерживается народом. Потому нам и препятствуют со всех сторон, любыми способами пытаются загнать нас в тень. Я не понимаю, кому мешает в Азербайджане слово “ислам”. Кроме того, название партии дали ее члены и сторонники. Почему у нас можно создать партию с любым названием, а вот с исламским нельзя? Ведь это же нарушение закона.
Я не думаю, что если мы сменим название, Минюст тут же с радостью нас зарегистрирует. Кроме того, мы видим конкретный интерес в этом западных государств, конкретно, тройки США – Англия – Израиль, выступающих сейчас против стремлений всего мира, в интересах глобализации. Видно этим силам в нашем регионе ИПА здорово мешает.
– Вы неоднократно говорили о том, что арестованный первый зампредседателя ИПА хаджи Гаджиага Нуриев преследуется исключительно по политическим мотивам. А вам известно, как на самом деле происходило задержание?
– Об этом мы знаем от его родственников, от адвоката, а также от наших общих знакомых, по случайности оказавшихся в тот день рядом с Г.Нуриевым, когда он направлялся в Иран. Это было 24 ноября на таможенном пункте в Астаре. Во время личного досмотра на границе у него в сумке вместе с медицинскими заключениями о его болезни нашли документы о текущих и перспективных делах ИПА. Все они были написаны на азербайджанском языке кириллицей, и ничего секретного в них не содержалось. Вначале таможенники захотели показать документ начальнику, в ответ на что Нуриев предложил эти бумаги досматривались в его присутствии, чтобы с ними не смогли ничего сделать.
В качестве другого варианта он предложил оставить документы на таможне под его расписку, чтобы на обратном пути, возвращаясь с лечения, он смог бы забрать их. Однако его не послушались, бумаги отняли и унесли, а через несколько часов ожиданий ему предложили подписать протокол, в котором было написано, что будто бы Нуриев предложил таможенникам взятку в размере 10 тысяч (впоследствии к этой цифре добавили еще один ноль) и оказал сопротивление при задержании. Нуриев отказался подписать его, заявив, что все указанное ложь и подлог. После этого он был задержан, а 27 ноября по этому же ложному протоколу обвинен по соответствующим статьям.
– Чем именно Г.Нуриев не угодил властям? Почему именно он?
– В 1996 г. Г.Нуриева и других членов ИПА (включая председателя партии хаджи Аликрама Алиева) уже судили по статье 57 (попытка свержения государственного строя вооруженным путем), и он отсидел три с лишним года по незаконному обвинению. Кстати, тогда во время пыток погиб еще один из членов ИПА. А в ноябре 1999 г. президент их помиловал. Наверняка Нуриева хотели еще раз очернить, чтобы убедить общественность, что “несмотря на свое прошлое, он вновь берется за старое”, “задержан на границе” и т.д. Он никогда не скрывал своих политических взглядов, за это и за свои открытые выступления перед прессой его, наверное, и “выбрали”.
– К чему на этот раз могут приговорить Г.Нуриева?
– Все знают, как решается в наших судах судьба человека. Но если все будет по закону, если права Г.Нуриева ущемлены не будут, тогда его должны будут освободить.
– Недавно завершился суд над 12 нашими молодыми согражданами, обвиненных в наемничестве. Не секрет, что к такому желанию чаще всего люди приходят в результате соответствующей религиозной обработки. Как по-вашему, насколько сильно сейчас влияние в Азербайджане различных радикальных религиозных течений? И есть ли у ИПА какие-либо предложения по преодолению их влияния на наших граждан?
– Это очень болезненный вопрос. Из-за незнания это все происходит. Вот мы удивляемся, а у нас где-то 50% населения в поисках куска хлеба разбросаны по всему земному шару. Поэтому наша мораль сейчас “оккупирована” чужими религиозными, а часто и нерелигиозными силами. Это происходит из-за пустоты, образовавшейся в моральном мире азербайджанского человека. Мы тысячу раз уже повторяли, что ваххабизм – это вирус в исламе. А под именем ислама многие силы сейчас разрушают наш государственный строй. Пользуясь религиозной неграмотностью наших людей, их часто привлекают к разным преступным группировкам. Те, кто сегодня разлагают молодежь, не вчера пришли в нашу страну.
Они действуют здесь уже давно по своим программам. Часто это зарегистрированные общественные благотворительные организации, при том, что ИПА, заметьте, не регистрируют. Они уже успели обосноваться здесь. Молодежь они привлекают громкими словами о том, что они защищают ислам и т.д. А тем людям, что попадают в их сети потом бывает очень трудно вырваться оттуда. Мы много раз говорили об этом и неоднократно предлагали, чтобы государство вело строгий контроль и наблюдение за разными сектами, действующими в нашей стране. Ведь они часто работают вместе со спецслужбами и разведками различных государств.
Чиновники, ответственные за это, должны были своевременно проводить профилактику, учитывая мнение народа. ИПА считает, что наши государственные интересы требуют, чтобы граждане Азербайджана знали свою религию. Часто на Западе нашу страну несправедливо обвиняют в том, что здесь якобы ущемляются религиозные права человека, исходя из того, что иногда кому-то из сектантов запрещают вести здесь свою пропаганду.
Но почему все-таки наши молодые люди часто попадают в их сети? В чем причина того, что они идут “защищать ислам” и бороться за суверенитет какого-то государства, когда надо воевать за свой Карабах? Надо вести патриотическую пропаганду, методично повышать уровень религиозного воспитания. Чтобы у наших граждан появилась любовь к своей родине и к своей религии. Насилием управлять государством невозможно. Чтобы государство и народ стали едины, мы не должны забывать, что живем в Азербайджане, в мусульманской стране – более 90% нашего населения – мусульмане. Поэтому с начальной школы и вплоть до вузов на научной основе нашу молодежь надо обучать и своей религии тоже. Потому что религия – это мораль нашего общества, а без морали ничего создать и добиться невозможно.
– Какова основная причина того, что уже долгое время ИПА входит в один политический блок Объединение проазербайджанских сил вместе с СДПА, партиями “Намус” и “Вахдат”?
– Перед парламентскими выборами 2000 г. более 20 партий заключили соглашение, что не будут в них участвовать, если требования об изменениях в закон о выборах внесены не будут – чтобы они были демократичными, чтобы народу предоставили реально выбирать, а не только голосовать. И в очередной раз большинство “оппозиционеров” доказали, что для них воля и желание народа значения не имеют.
Они сговорились с правящими силами и после этого, воспользовавшись подачкой властей, участвовали в выборах, и в конечном итоге своим приходом в Милли меджлис они придали ему легитимность. После этого ИПА вошла в союз с теми партиями, которые до конца отстояли свою позицию и так и не участвовали в сфальсифицированных выборах. Они разделяют наши взгляды на то, что власть в Азербайджане должна подчиняться воле народа, а закон должен находиться в приоритетном положении.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год