Лихие 90е: история организованной преступности в Азербайджане

Ш.АЛИЕВ, Р.ХАЛЕДДИН

9 августа 1994 года, согласно указу президента Гейдара Алиева “Об усилении борьбы с преступностью”, в Азербайджане было создано новое подразделение МВД, получившее название Управление по борьбе с организованной преступностью и бандформированиями (УБОП). Начальником управления был назначен полковник полиции Севиндик Сафаров, а руководителем Центра регионального управления, расположенного в Гяндже, – подполковник полиции Мадат Кулиев.

Теперь он занимает должность заместителя начальника УБОП. Со дня образования УБОП до получения звания Национального героя (в 1995 году) Мадат Кулиев восемь раз лично руководил операциями по уничтожению бандформирований.

Какова сегодня криминогенная ситуация в стране? Этот вопрос волнует многих, и наши корреспонденты обратились за комментариями к Мадату Кулиеву:

– Самое тяжелое для нас время пришлось на момент создания нашего управления. В 1994-95 гг. преступный мир находился, если так можно выразиться, на пике своей формы. Он диктовал обществу свои законы и никак не хотел уступать мощному натиску всех силовых структур МВД, МНБ, Генеральной прокуратуры и даже контрразведки. В те годы консолидация силовых министерств и ведомств была просто необходима, ибо, повторюсь, криминалитет поднимался в гору семимильными шагами. Мы объявили беспощадную войну преступникам, причем борьба со многими из них сильно напоминала кадры из голливудских боевиков – погони, стрельба, засады, облавы плюс напряженная аналитическая работа. Результаты не заставили себя ждать – преступный мир начал постепенно сдаваться. Сколько нашумевших правонарушений мы раскрыли, причем в самых разных регионах страны – Гяндже, Лянкяране, Сумгайыте, Баку, Губе, Хачмазе. Только дело бывшего руководителя Газахского ОМОН Эльчина Амирасланова чего стоит.

– Вы можете подробнее рассказать о какой-нибудь операции?

– Одно из самых громких уголовных дел, над которыми мы работали, было связано с хорошо организованной преступной группировкой из 10 человек. Мы обезвредили ее в селении Гузанлы Агдамского района. Эта банда довольно долгое время бесчинствовала в западном регионе Азербайджана, наводя ужас на жителей. Ее руководителем был криминальный авторитет по имени Явер, который имел широкую сеть осведомителей в некоторых органах исполнительной власти, и, к большему нашему огорчению, в местных правоохранительных органах. Представляте, мы планируем операцию по его захвату, однако Явер и его сподручные непостижимым образом узнают об операции в мельчайших деталях и успевают замести следы. Однако ясно было, что рано или поздно преступный путь бандформирования будет остановлен. Для поимки такого особо опасного преступника мы задействовали все структурные подразделения МВД.

Наконец, нам удалось выяснить точное местонахождение всех участников группы. Оперативно был разработан план по захвату бандитов. Несмотря на то, что были задействованы дополнительные полицейские силы, взять преступников бескровно не удалось. Собственно говоря, мы пытались вести с ними переговоры, но у многих из бандитов руки были по локоть в крови, и они прекрасно знали, что их ожидает. Словом, выходить с поднятыми руками преступники не собирались и, убедившись в этом окончательно, мы пошли на штурм. Преступники сопротивлялись отчаянно и ожесточенно. Почти 45 минут шла самая настоящая перестрелка. Шквальным огнем нам удалось слегка погасить сопротивление, но противник, как раненый зверь, стал еще опаснее. Рисковать своими людьми понапрасну мы не стали, и по нашему указанию на место операции были срочно вызваны снайперы. Они выполнили свою работу безукоризненно, перестреляв всех без исключения бандитов, оказывавших сопротивление. Таким образом группа Явера была полностью ликвидирована.

– Да, действительно сюжет для голливудских боевиков…

– Это все в прошлом. Таких жестоких преступных группировок, благодаря титанической работе правоохранительных органов, в стране уже нет, но не подумайте, что работы у нас стало меньше, тем более что получают развитие другие разновидности преступлений.

– Какие, например?

– Да хотя бы похищение людей с целью выкупа. Вот совсем недавно нами была задержана крупная банда, промышлявшая киднэппингом. Так за возвращение родственникам одного коммерсанта преступники из этой группировки запросили выкуп в размере аж 3,000,000 долларов США. К счастью, преступников мы обезвредили, а похищенного предпринимателя вернули родственникам живым и невредимым. Среди задержанных, кроме азербайджанцев, были граждане Чечни, Грузии, а один из них даже бывший работник правоохранительных органов.

– Каков процент раскрываемости преступлений на сегодняшний день по вашему управлению?

– В Азербайджане вообще большая раскрываемость. Во всяком случае в странах СНГ по этому показателю мы впереди всех. У нас эта цифра составляет порядка 96%. Тогда как, скажем, в России раскрываемость не превышает 60%. Что же касается непосредственно нашего управления, то из расследованных нами только в прошлом году преступлений было раскрыто 96,6%. Так что вы можете совершенно спокойно гулять по городу в любое время суток, не опасаясь стать жертвой насилия.

– Вы упомянули похищение людей с целью выкупа, а какие еще виды преступлений наиболее актуальны сегодня?

– Я полагаю, что это организованный вывоз проституток на работу за рубеж. Только специалисты знают, какой размах он принял. Но самое страшное, что вывозят не только женщин, но и детей. Надо ли говорить, что их там используют не только для физического труда, но и для удовлетворения сексуальных прихотей клиентов. Мы, конечно, пытаемся поставить заслон этому, с позволения сказать, “бизнесу” и два месяца назад серьезно взялись за работу в этом направлении. Сегодня мы пытаемся также принять превентивные меры в отношении таких преступлений, как, скажем, незаконная трансплантация органов, которая получила большое распространение во всем мире. По нашим данным, пока в Азербайджане нет организованной группировки, промышлявшей бы этим, но так как черный рынок человеческих органов в СНГ самый дешевый в мире, не исключено, что свои взоры на Азербайджан обратят дельцы, торгующие человеческими внутренностями.

– Говорят, что в Азербайджане практически не осталось так называемых “воров в законе?

– Крупным авторитетам преступного мира у нас в стране приходится несладко. Поэтому в Азербайджане вы их попросту не найдете.

– Людей волнует еще одна проблема – фальшивые доллары, которые буквально наводнили страну…

– Ну, я бы так не ставил вопрос – “наводнили”. Проблема, конечно, есть, но нет необходимости искусственно раздувать ее. Тем более, нам точно известно, что в Азербайджане производством фальшивых денег никто не занимается. Доллары к нам завозятся из сопредельных государств, и мы в целом довольно успешно боремся с этим явлением. В ходе совсем надавно проведенной операции нами было изъято 38500 поддельных американских долларов. “Деньги” были завезены на территорию Азербайджана из Чечни. Что же касается фальшивых купюр достоинством в 50 000 манатов, то они были изготовлены в Иране. –

– Кстати, о чеченцах. Действуют ли в настоящее время в Азербайджане чеченские криминальные группировки?

– Я со всей ответственностью заявляю, что организованной чеченской преступности в Азербайджане нет. Конечно, отдельные граждане из Чечни нарушают законы Азербайджанской Республики, но это единичные случаи.

 – И последний вопрос. За что вы удостоились звания Национального героя Азербайджана?

– Я получил его согласно указу президента от 26 декабря 1995 года за операции, проведенные по захвату и уничтожению бандитских формирований на территории Азербайджана.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год