М.БАГИРОВ, Х.ИСМАЙЛОВА
Весной этого года в Стамбуле была захвачена группа, пытавшаяся продать 23 грамма осмия-187 – драгоценного металла, используемого в оборонной промышленности. По данным стамбульских оперативников, схваченные контрабандисты завезли этот товар из Азербайджана. Благодаря своей твердости и тугоплавкости (3000 градусов по Цельсию) осмий незаменим в изготовлении боеголовок межконтинентальных баллистических ракет и другого оружия.
Осмий весьма редкий металл, производится в основном в США и России. Это, а также излучение ядовитых газов при обработке сказывается и на его цене. Так, килограмм осмия-187 стоит на мировом рынке 14 миллионов долларов. Но, видимо, Джемаль Аслан, Исмаил Булут и иорданец Карарб Джебри Гюрсель, арестованные в ходе операции, проведенной главным управлением таможенной охраны Стамбула, и не знали о ценности приобретенного товара. Как они сообщили турецким оперативникам, контрабандные 23 грамма осмия-187 контрабандисты намеревались продать всего за 30 тысяч долларов. По тому, как продешевили турецкие контрабандисты, нетрудно догадаться, что в Азербайджане они покупали драгоценный металл еще дешевле и скорее всего он был краденым.
На металле было выгравированы буквы СССР. Это говорит о том, что он был изготовлен не менее 10 лет тому назад и вероятнее всего являлся собственностью какого-то оборонного предприятия. Отметим, что оборонных предприятий, где мог бы использоваться осмий в Азербайджанской ССР не было, следовательно, и в нашу страну он попал из какой-то другой бывшей советской республики. О том, из какой страны мог быть завезен металл, говорят следующие данные, полученные в МНБ Азербайджана.
Не так давно в Министерство нацбезопасности заявилось двое граждан, которые сознались в том, что были задействованы в незаконной торговле осмием. Более того, выяснилось, что “дуэт” в погоне за этим ценным металлом выходил на посредников в соседней Армении, которые, что самое интересное, оказались тесно связанными с тамошними спецслужбами. Но обо всем поподробнее.
Как-то житель Гянджи Вахид Атакишиев, занимавшийся торговлей ювелирными изделиями, прослышал о том, что один чиновник в Армении продает осмий, на продаже которого можно здорово подзаработать. Как объяснили В.Атакишиеву, армянский госслужащий имел доступ к ценному металлу по той простой причине, что его отец в советское время работал на предприятии оборонной промышленности, где этого осмия было предостаточно.
Недолго поразмыслив, торговец решает вступить в игру и посвящает в детали предложения своего знакомого – уроженца Газахского района Физули Аббасова. С помощью посредников в Грузии “охотники за осмием” находят нужные контакты за грузино-армянской границей и в частности выходят на некоего Армена, предложившего купить у него 10 граммов осмия. Правда, сумма, которую запросил Армен у азербайджанских торговцев, оказалась настолько высокой, что ошарашила последних. Однако, прикинув в уме возможности в плане дальнейшей перепродажи металла, торговцы соглашаются на предложение, но просят отсрочки, поскольку в тот момент не имели на руках запрашиваемых денег.
Ф.Аббасов и В.Атакишиев возвращаются на родину и в экстренном порядке продают свои дома. С выручкой они выезжают в Грузию, чтобы оттуда перебраться в Армению. Денег, а речь идет о более чем 20 тысячах долларов, хватило лишь на 2 грамма металла, которые Армен любезно передал клиентам, заявив, что рад будет продать им оставшуюся часть “осмия”. Кавычки здесь не случайны, поскольку на обратном пути люди сведущие сообщили торговцам, что приобретенный ими металл ничего общего с осмием не имеет.
Дельцы возвращаются в Армению, однако на этот раз попытка выйти на Армена заканчивается для них весьма плачевно – они попадают в следизолятор МНБ Ноемберянского района Армении. Начальник этой структуры Александр Сарумян, как позже выяснилось, и был тем самым чиновником, который поставлял осмий заинтересованным лицам. Об этом поведал он сам в приватных беседах с новыми “постояльцами” своего заведения.
Итогом бесед стала вербовка одного из азербайджанских торговцев – Ф.Аббасова, которому А.Сарумян дал кодовое имя “Луи”. Процесс вербовки записывался на аудиокассету, которую начальник районного МНБ собирался использовать как средство удержания нового агента. Правда, с конкретными заданиями А.Сарумян не спешил, видимо, не совсем доверяя “Луи”.
К счастью, азербайджанским гражданам удалось бежать из плена и перебраться в Грузию, откуда они вернулись на родину. Спустя некоторое время они пришли с повинной в азербайджанское МНБ. Учитывая это обстоятельство, а также то, что торговцы не запятнали себя сотрудничеством с армянскими спецслужбами, охотники за осмием были освобождены от уголовной ответственности…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год