Г.МАМЕДЗАДЕ, Х.ИСМАЙЛОВА
Зима постучала в двери азербайджанцев со своими проблемами. Жители бакинских сел уже начали выражать свое недовольство по поводу перебоев в электроснабжении. Уж если в непосредственной близости от столицы дело доходит до перекрытия дороги, легко представить себе, что происходит на периферии. Судя по полученным из Нахчывана данным, этот регион готов к серьезным волнениям. Зима и отмена льгот с началом года сделают свое дело.
Но всплеск недовольства в Нахчыване не заставил ждать себя до нового года. На днях женщины из села Яйджы Джульфинского района пикетировали здание ИВ, протестуя против жесткого режима подачи электроэнергии. Интервалы между “светлыми” двухчасовками составляют аж 8 – 9 часов. Представителей пикетчиков принял глава исполнительной власти района Яшар Велиев и обещал исправить ситуацию. И если в Джульфинском управлении электросети недостаток в электроснабжении списывают на изношенные провода и трансформаторы, то на самом деле перебои с электричеством – это лишь звено в цепи глубоких социально-экономических проблем в регионе.
По словам учителя школы из села Бананяр Джульфинского района Рзы Нуриева, критическая ситуация в регионе связана не только с энергетическим кризисом. Социальное положение нахчыванцев и в частности джульфинцев, оставляет желать лучшего. А отмена льгот, по мнению Нуриева, еще более ухудшит и без того тяжелое положение. Особое негодование проявляют инвалиды Карабаха и ветераны защиты Нахчывана. Они обеспокоены тем, что единственная награда, полученная за их службу родине, – льготы – будут отменены. Тем более по району прокатились слухи, что это “новшество” не коснется ветеранов Великой Отечественной войны. О своих проблемах заговорили и педагоги, сообщает Р.Нуриев. На днях группа учителей Джульфинского района обратилась с письмом к председателю Верховного меджлиса НАР Васифу Талыбову.
Дело в том, что часть зарплаты, как раз равная размеру компенсации, которая выдается после отмены льгот учителям, разворовывается и до учителей не доходит. Мотивируется это тем, что за счет этих средств проводится подписка на газеты. Только газеты эти, по словам учителя, никому не нужны, уже хотя бы потому, что приходят с 3-месячным опозданием. Да и ассортимент не велик – как правило, только правительственные и проправительственные. В прошлом месяце 20 человек решили протестовать против таких правил, отказавшись получать урезанную без их ведома зарплату. Отсутствие средств к существованию превращает население в “вечных должников”. Выживают за счет выдачи продуктов в кредит в сельских магазинах. Р.Нуриев сообщает, что “долговые книги” – это своеобразный объект для изучения.
Некоторые должники не гасят кредит по 4 года. По словам председателя Бабекского районного отделения ПНФА (“реформаторы”) Дуньямина Гамбарли, социальное положение в этом районе такое же тяжелое, как и во всей НАР. Однако Гамбарли признает, что ситуация в селе Нехрам, в котором он проживает, несколько улучшилась по сравнению с прошлыми годами. В этом сыграла роль встреча представителей села с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым.
Напомним, что на этой встрече, прошедшей несколько месяцев назад, нехрамцы попросили у президента посодействовать решению проблем села – в частности, оборудовать местную больницу, решить проблему питьевой воды и энергообеспечения. Аппарат УЗИ так и не дошел до Нехрама, однако частично была решена проблема в обеспечении питьевой водой. Канал был очищен, но насосы так и не установлены. В летнее время воды практически нет, вот жителям и приходится ходить за километр, чтобы доставить ее в дом. По словам Гамбарли, особенно актуально стоит вопрос горючего. “У людей не хватает денег, чтобы купить уголь для обогрева домов”, – говорит он.
Проблема топки жилищ стоит не только в деревнях, но и в центре Нахчывана. О городских проблемах нам поведал председатель нахчыванского отделения ПНФА (“классики”) Гусейн Джавадов. По его словам, население едва сводит концы с концами, особенно урезанные со всех сторон бюджетники. Нет средств, чтобы приобрести уголь. А согреть дома за счет электрических плит не удается из-за сбоев в подаче энергии. По словам Джавадова, свет в городе подается с двухчасовыми перерывами. Уровень заработной платы в НАР такой же, как и в Баку, или других районах, но жизнь здесь обходится гораздо дороже.
И это неудивительно, так как большинство товаров, которые продаются в магазинах, привозятся из Баку, Ирана и Турции, а дорожные расходы сказываются на ценах. Местное производство парализовано из-за нехватки средств, электроэнергии и так далее. Да и работу найти крайне трудно, практически невозможно.
Чтобы как-то поддержать свои семьи, многие нахчыванцы устремляются на заработки в Турцию или Иран. Об уровне миграции из Нахчывана в соседние страны говорит очередь, которая выстраивается ежедневно у консульства в Турции. По словам Джавадова, число желающих получить месячную визу в Турцию – 150 – 200 человек в день.
Именно за счет гастарбайтеров и живут нахчыванские семьи. Но и в Турции не всегда удается найти работу. А большинство нахчыванцев едут туда, как говорится, “с билетом в один конец”. По истечении одного месяца приходится скрываться от турецкой полиции, и очень многие семьи получают известия об арестованных кормильцах…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год