Р.ЯДУЛЛАОГЛУ
Работа по приватизации объектов Министерства связи идет полным ходом. Еще в конечных числах ноября текущего года Минэкономразвития (МЭР) назначило своего полномочного представителя в азербайджано-турецком СП “Артель”. В письме, подписанном начальником департамента приватизации государственного имущества МЭР К.Гасановым, говорится, что официальным представителем государства в СП назначен Гашимов Сахиб.
Вроде бы сама информация не столь серьезна, поскольку рано или поздно МЭР точно так же назначит на всех СП в области связи своих представителей, что к тому же полностью соответствует закону о приватизации. Тем более, что если раньше от лица государства в СП выступало Минсвязи, то после того, как президент страны в середине 2001 года подписал указ, согласно которому не только все СП, но даже некоторые объекты Минсвязи (кроме “Азерпочты” и госкомпании “Телерадиовещание”) – телеграф, узлы связи, выносятся на приватизацию, – появилась необходимость в назначении конкретных лиц, которые заполнили бы пустоту.
“Кто-то должен был соблюдать интересы государства в СП” – так прокомментировал ситуацию начальник информационного отдела МЭР Агаджан Ахмедов. Однако самый животрепещущий вопрос – каким образом будут приватизироваться эти объекты. Если речь идет об интересной азербайджанской практике под названием “доверительное управление” (как это было в случае с АО “Бакыэлектрикшебеке”), то можно констатировать, что тогда население в разгосударствлении участия принять не сможет.
Правда, успокоил ответ, услышанный вновь от А.Ахмедова, который сказал, что скорее всего они не будут передаваться в доверительное управление. Но наверняка – это 100-процентная гарантия. Тогда что – инвестиционный конкурс или чековый аукцион? На наш взгляд, наиболее приемлемой с точки зрения участия граждан страны была бы организация чековых аукционов. Тогда каждый мог бы по количеству вложенных паев стать собственником части государственного пирога от СП. Кстати, многие только этого и ждут, и известны случаи, когда брокеры небиржевой торговли специально запасаются паями для штурма здания Центра по аукционам в дни чековой приватизации СП.
Однако, как оказалось, вполне вероятен и инвестиционный конкурс. Например, в другом СП – “АзЕвроТель”, от лица государства, в котором до сих пор выступает Минсвязи, сначала прокомментировав ситуацию с полномочным представителем МЭР в “Артель” (сказали, что ждут аналогичного назначения и относительно этого СП), сообщили, что согласно закону, на первом этапе разгосударствления государственная доля СП должна быть предложена инвестору и лишь затем она может выноситься на инвестиционный конкурс или чековый аукцион. Собственно, такое развитие событий наиболее приемлемо, поскольку, по мнению пожелавшего остаться неназванным сотрудника “АзЕвроТель”, оно сможет как раз обеспечить участие населения в покупке акций СП.
“Умный инвестор не станет держать 100% акций предприятия и оставив у себя ту их часть, которая обеспечит его правом решающего голоса (33,3%), продаст остальные” – считают в СП. Отметим также, что развитие событий даже по такому сценарию все равно ограничит участие населения в приватизации госдоли в СП. Дело в том, что если сотрудник МЭР А.Ахмедов прав (сомневаться в его словах нет причин) и передачи в доверительное управление предприятий не будет, и если не ошибается инкогнито из “АзЕвроТель”, утверждая, что скорее всего право контроля за государственными акциями объектов будут выкупать их зарубежные инвесторы, то на продажу акции предприятий будут выноситься только посредством Бакинской фондовой биржи.
А цену на корпоративные ценные бумаги предприятий, естественно, будут диктовать сами инвесторы. Насколько они будут отличаться от сегодняшнего номинала МЭР в 10 тыс. манатов?
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год