М.БАГИРОВ
В интервью “Эхо” генеральный секретарь ПГЕ Сабир Гаджиев рассказал о том, что стоит и чего не стоит делать в вопросе урегулирования карабахского конфликта.
– Сама ситуация, предшествовавшая последним встречам Алиева и Кочаряна, была очень странной. Неожиданно в 2001 году власти представляют на суд общественности старые проекты Минской группы ОБСЕ. Некоторые связали этот шаг властей с тем, что последние якобы хотели отвлечь внимание от проблем, связанных с фальсификацией выборов, либо социальных вопросов. Однако мне кажется, что власти все же действительно думают над принятием за основу урегулирования конфликта одного из этих проектов и, скорее всего, поэтапного с некоторыми модификациями. Однако мы считаем поэтапный вариант неприемлемым.
Поскольку тем самым мы никогда не добьемся возвращения Карабаха под юрисдикцию Азербайджана. Да, нам возвратят шесть районов, наши беженцы вернутся на родные земли, будет создана буферная зона, в которой будут размещены миротворцы. Это все первый этап. Второй предполагает, что мы будем договариваться с Карабахом о его статусе. Однако Нагорному Карабаху не нужен ни статус независимого государства, ни автономии в составе Азербайджана. Им нужно воссоединение с Арменией. А это они получают уже на первом этапе.
Возьмем Республику Северного Кипра – ее никто не признал. Но Кипру и не надо, чтобы кто-то его признавал – он в составе Турции. Пусть мы повсеместно будем говорить, что НКР не признана. А кому нужно ее признание? Ей самой нужно, что ее представители участвуют в выборах президента Армении, парламента Армении, занимают государственные посты в Армении. “НКР” – это просто маневр.
Что получится, если мы подпишем поэтапный вариант? Второго этапа просто не будет. Карабах будет говорить о полной независимости, мы – об автономии Карабаха. Проходит год, два, десять. Азербайджанский народ видит, что его надули и говорит, что так не пойдет – надо отвоевывать. Но как? Если мы сегодня имеем юридическое право освободить свои земли силой, проведя войсковую операцию, то после подписания “поэтапного” соглашения мы будем связаны обязательством решать вопрос мирным путем, более того, гарантировать этот мир будут многонациональные миротворческие силы во главе с Советом Безопасности ООН. С кем мы тогда будем воевать – с миротворческими силами? Нам вообще не нужно размещать в Карабахе многонациональные силы. Это создаст помеху в будущем для решения карабахского вопроса.
– Значит, ситуация с карабахским урегулированием сегодня для Азербайджана неблагоприятная?
– Конечно. Все это время власти Азербайджана строили свою внешнюю политику на противопоставлении интересов великих держав – России и США. Этой игрой на противоречиях они даже не добилась отмены 907-й поправки, что уж говорить о карабахском конфликте. Кроме того, нельзя забывать во внешней политике такую науку, как география. Разве можно игнорировать интересы соседей? До недавних пор Азербайджан вел неверную политику по отношению к своему северному соседу. Иногда говорят – вот СНГ, они хотят заново создать империю, но это все несерьезно. Мы заинтересованы в огромном рынке СНГ.
Если взять модель Евросоюза, куда стремятся все, то никто из входящих в него субъектов не говорит, что “это надгосударственная структура, а где независимость”. У них единая валюта, единое пространство, границы практически стерты.
– Что вы думаете по поводу размещения баз НАТО на территории Азербайджана?
– Это только усилит напряженность в регионе. Мы находимся на южных рубежах России, которая может расценить размещение баз НАТО как шаг, направленный против нее. А может, вообще завтра Россия вступит в НАТО, будет создан общеевропейский дом с единой военной структурой. Может, вообще завтра весь мир объединится для борьбы против марсиан. Это все нельзя не учитывать. Мы, наоборот, должны стремиться к улучшению отношений между Россией и НАТО, а не быть в регионе каким-то детонатором, подливать масло в огонь.
– Вы считаете, что угроза нашествия представителей внеземных цивилизаций все-таки существует?
– Вы знаете, как следует подходить к этому. Фантастику пишут люди. То, о чем писалось в XIX веке, сегодня никого не удивляет – созданы самолеты, подводные лодки. Понятно, что тогда фантасты писали о развитии науки на Земле, а сейчас – об инопланетянах. Очень много есть вопросов по тем же египетским пирамидам. Может, на самом деле это произойдет, а может, и нет. В любом случае, мы должны жить реалиями.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год