Азербайджан может порвать связь с Всемирным банком

Р.НАСИРОВ

На днях министр финансов Азербайджана Авез Алекперов провел пресс-конференцию, посвященную финансовой политике государства. Но не только. На этой же пресс-конференции министр сделал сенсационное заявление, которое почему-то осталось без внимания. Алекперов откровенно признал, что во Всемирном банке (ВБ) есть некие силы, работающие на армянское лобби, которые тормозят кредиты, выделяемые ВБ Азербайджану. Ни одной фамилии названо не было. Но и обтекаемые “некие силы” и “армянское лобби” говорят сами за себя.

Когда наш корреспондент попытался получить комментарии представителей самого банка, оказалось, что в самом ВБ о словах Алекперова ничего не знали. Высказав сомнения (“если такие слова действительно были сказаны, то почему они не освещались в СМИ?”), нам ответили, что заявление министра настолько серьезно, что прокомментировать его может только иностранный представитель ВБ, до которого мы, к сожалению, так и не достучались.

Теперь о том, чем по словам чиновников, может грозить Азербайджану подрывная деятельность затаившихся в недрах банка проармянских элементов. Во-первых, невыполнением бюджета 2002 года. О том, насколько это серьезно, говорить не приходится. Во-вторых, разрывом отношений между Азербайджаном и ВБ…

Между тем источник в правительстве Азербайджана (просивший даже намеком не указывать на его служебное положение) сказал, что в банке, в принципе, к такому повороту событий были готовы, и местные представители ВБ косвенно сами признают то, что тормозящие факторы во взаимоотношениях с Азербайджаном во Всемирном банке есть. По его словам, силы, о которых идет речь, не имеют отношения к местному представительству банка, а “свили гнездо” в штаб-квартире ВБ.

Ситуация сильно напоминает “страсти по 907-й поправке”, когда в конгрессе США, дискридетирующую Азербайджан лживую информацию готовят проармянски настроенные конгрессмены. Поэтому, если до сих пор между Азербайджаном и банком сотрудничество еще продолжается, то только благодаря директору по странам Южного Кавказа Джуди О’Коннор, которая (чиновник подчеркнул, что не упоминать это было бы несправедливо) всегда отстаивала в ВБ интересы Баку и подходила к местным проблемам с пониманием.

Наш источник привел конкретный пример, когда армянское лобби добилось того, что кредитование проекта SAC-2 (институциональное строительство) сильно затянулось. Миссии, посетившей Азербайджан в начале сентября, была представлена окончательная матрица выполнения проекта. Ее согласовали с экспертами банка и официально представили на рассмотрение. В сентябре текущего года должны были быть объявлены конкретные результаты по проекту. Однако этого не произошло: миссия ВБ, приехавшая в ноябре, привезла новую матрицу проекта, в которую была включена “всякая всячина”.

Источник в правительстве выразил удивление: как в ВБ додумались до поправок в проект, если еще не были выполнены даже не все оговоренные ранее условия. Тогда представители банка в неофициальной беседе с азербайджанской стороной, как бы оправдываясь, дали понять, что прежние поправки были еще жестче, и только благодаря их вмешательству новый проект удалось еще как-то смягчить.

Исходя из того, что условия проекта следует выполнить до конца года, а ВБ делает все, чтобы затянуть этот процесс, источник считает, что банк целенаправленно срывает выполнение Баку условий по SAC-2. Источник заключил, что в конечном счете все зависит от того, с чем на днях приедет миссия ВБ (визит намечен на 9 декабря 2001 года) и какую позицию будет занимать.

В заключение высокопоставленный чиновник сказал, что подрывную деятельность армян в недрах ВБ азербайджанская сторона чувствовала всегда. Однако до сих пор их напористость не ощущалась так явно. Теперь же политика этих сил направлена на дестабилизацию положения и подрыв экономической стабильности государства. И если ВБ не изменит политики по отношению к Азебайджану, то не исключено, что руководство страны откажется от кредитов банка. Хотя такое развитие событий было бы нежелательным, в первую очередь, для нас самих.

Теперь о том, к чему может привести разрыв отношений с ВБ. О госбюджете нынешнего года и роли в нем кредита банка под проект SAC-2 мы поговорим в следующем номере. Сейчас хотелось бы заострить внимание непосредственно на ВБ.

Дело в том, что этот банк – один из крупнейших кредиторов в мире. Его имидж настолько непоколебим, что если ВБ разрывает с какой-то страной отношения, то это может привести к ужесточению кредитной политики к данному государству других финансовых институтов. То есть, плохие отношения с ВБ одновременно означает ухудшение их и с другими донорами. Правда, не со всеми, поскольку доминирующее положение в мире принадлежит все же Международному валютному фонду (МВФ). Последняя структура настолько всесильна, что может даже оказать давление на ВБ в вопросе кредитования страны.

Что касается отношений государства с МВФ, то согласно неоднократным заявлениям руководства страны, сотрудничество с этим фондом будет продолжено даже в случае, если будут закрыты кредиты, поскольку Азербайджану, прежде всего, необходимы рекомендации фонда. А со стороны последнего давления до сих пор не наблюдалось. Так во всяком случае заявил высокопоставленный чиновник.

…Скорее всего в словах министра финансов страны и нашего источника есть большая доля правды. Достаточно вспомнить хотя бы то, какую позицию занял ВБ в этом году в вопросе тарифов за азербайджанский газ – в конце лета банк поставил перед Грузией ультиматум и пригрозил, что если она не потребует от Азербайджана повышенных тарифов за газ, который предполагается прокачивать по территории Грузии с местрождения “Шахдениз”, то ВБ прекратит кредитование грузинских проектов. Эти действия банка были расценены как откровенное вмешательство во внутренние дела двух государств. Причем требования ВБ были явно невыгодны для Азербайджана.

Вместе с тем, справедливости ради отметим, что и у банка были претензии к Азербайджану в связи с выполнением Программы по борьбе с бедностью. И хотя напрямую они не высказывались, но посредством высокопоставленного западного дипломата, работающего в Баку, до сведения правительства было доведено, что формирование рабочих групп (всего их должно быть 15) по разработке отдельных проектов программы сильно тормозится. Так что, скорее всего, заявление А.Алекперова и высокопоставленного чиновника – очередное звено в цепи взаимных выпадов сторон…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: