Р.ОРУДЖЕВ
3 декабря один из заместителей Али Керимли, депутат Милли меджлиса, профессор Джамиль Гасанли направил письмо старому другу ПНФА профессору Махмудали Чехрагани в Тебриз. Это бывший депутат иранского парламента, по некоторым сведениям, преследуемый на своей родине за излишние симпатии к нашему государству. В Баку его считают одним из лидеров национально-освободительного движения Южного Азербайджана.
Из источников, пожелавших остаться неназванными, “Эхо” стало известно о том, что профессор давно уже стал невыездным в Иране, и его не выпускали в Азербайджан еще при Эльчибее, другом которого был Чехрагани и который лично приглашал его в Баку. По некоторым данным, Чехрагани всерьез страдает заболеванием сердечно-сосудистой системы и глаз, а иранские власти препятствуют ему в возможности вылечиться на родине, в связи с чем профессор и стремится попасть в Азербайджан.
Однако Дж.Гасанли пока ничего не слышал о том, что у профессора есть проблемы с возможностью выезда за границу. По его словам, кроме письма Чехрагани он послал бумагу и в консульский отдел нашего МИД, а его сотрудники передали приглашение в Посольство Азербайджана в Тегеране, точнее, в его консульский отдел.
Вчера днем, по словам Гасанли, он имел телефонную беседу с Чехрагани, в которой тот сказал, что у него имеются также приглашения на посещение Азербайджана от одного из наших культурных центров, а также от аналогичной организации в Швеции. В Швецию профессор точно намерен поехать в ближайшее время, но неизвестно, когда он появится в Баку – по пути в Стокгольм, или возвращаясь оттуда, отметил зампред ПНФА.
Сегодня Чехрагани должен приехать из Тебриза в Тегеран, и тогда, после получения им шведской и азербайджанской виз, станет ясно, захотят ли иранские власти выпускать его за рубеж. В случае, если у Чехрагани появятся проблемы с выездом из Ирана, Дж.Гасанли намерен помочь ему всеми путями для их преодоления.
Отметим также, что вчера в интервью ANS Гасанли подтвердил, что приглашает Чехрагани в Баку главным образом на лечение. А сам профессор сообщил по телефону, что прибудет в Азербайджан в течение 3 – 4 дней, уже после пребывания в Швеции.
Комментарий пресс-секретаря Посольства ИРИ в Баку Иззета Джалали по этому вопросу оказался весьма расплывчат. “Я дам вам очень ясный ответ. Чехрагани – гражданин Ирана. И решение вопроса о том, может тот или иной гражданин государства отправиться в то или иное путешествие – наше внутреннее дело. Можно быть уверенным, что и вопрос с Чехрагани будет решен в соответствии с законами и правами, действующими в Иране”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год