О реформах в пенитенциарной системе Азербайджана

Р.ХАЛЕДДИН, Ш.АЛИЕВ

Пятого апреля в колонии усиленного режима N11, расположенной на территории 7-го микрорайона, начнет свою работу двухдневный семинар на тему “Общество без пыток – требование Европейской конвенции по правам человека”, организованный Советом Европы (СЕ) совместно с Институтом по правам человека.

Программа мероприятия разделена на две части. Первый день представители СЕ и Института по правам человека ознакомят заключенных колонии с их правами и расскажут о том, как в европейских странах осуществляется их защита. На следующий день работа будет проводиться непосредственно с сотрудниками колонии.

Мы, конечно, далеки от того, чтобы петь диферамбы, в местах лишения свободы еще очень много недостатков, но объективности ради надо признать, что в ходе реформ в пенитенциарной системе в тюрьмах и колониях произошли заметные изменения в лучшую сторону. По данным, представленным исправительными учреждениями, в стране в заключении по решению судов содержатся сегодня около 16000 человек.

В таблице, составленной международной пенитенциарной организацией, число осужденных в следующих девяти странах мира на 100000 человек составляет: в США – более 700, России – 740, Австрии – 100, Англии и Уэльсе – 96, Франции – 90, Швейцарии – 81, Германии – 72, Бельгии – 65, Голландии – 66. 8-милллионный Азербайджан в этом списке попал бы на 3-е место с показателем примерно около 200 человек.

Согласно мировым стандартам, площадь камеры в следственных изоляторах должна составлять 4 кв. метра на человека. Соблюдается ли эта норма у нас? Судя по рассказам бывших осужденных, нет. Сегодня на всю страну всего три следственных изолятора – самый знаменитый – Баиловский в Баку.

Эта тюрьма известна еще и тем, что некогда из нее совершил побег вождь всех народов Сталин. Говорят, что шувелянский СИЗО раньше был конюшней миллионера Гаджи Зейналабдина Тагиева. В Гянджинский изолятор свозятся нарушители закона с западных регионов страны. Бывшие осужденные рассказывают о существовании нелегальных тарифов в СИЗО. Так, передача может обойтись в 30-50 тыс. манатов.

Пачка чая здесь стоит 5 тыс. манатов. Свидание с осужденным, что до суда категорически запрещается, но иногда за деньги тюремные двери могут распахнуться. В 16 ИТК производство почти полностью парализовано – общая занятость составляет около 5% от числа осужденных. Теперь осужденные в зонах только “отдыхают”: библиотека, например, в одной колонии состоит из 5000 книг.

В каждом отряде есть телевизоры, по воскресеньям деятели культуры выступают с концертами. Спортивный городок, также имеющийся во всех колониях, дает возможность поддержать физическую форму. А футбольные баталии между отрядами в колонии превращаются в настоящий праздник спорта.

На сегодня содержание каждого осужденного обходится, согласно данным Главного управления по исполнению судебных решений (ГУИСР), примерно в 60 долларов в месяц. По-прежнему остро стоит проблема туберкулеза. Для сравнения: в европейских странах на одного осужденного государство расходует из бюджета до 120 долларов.

Если учесть количество заключенных, то общая сумма получается внушительной. Поэтому, как это ни парадоксально, в этих странах стараются как можно скорее выпустить заключенного на свободу. В Азербайджане, наоборот, выпускать осужденных не торопятся, несмотря на то, что ежегодно по отношению к ним применяются амнистия и помилование.

Но в том-то и беда, что большинство заключенных осуждены за тяжкие преступления, по которым амнистия “не светит”. Согласно последнему Указу Президента “Об амнистии”, освобождено более 2000 человек. Однако заняться на свободе им нечем: безработица. Вопросом трудоустройства освобожденных в настоящее время никто не занимается. Вот и получается, что многие из них вновь и вновь возвращаются в ставшую уже вторым домом тюрьму.

Как бы то ни было, государство планирует почти полностью изменить существующую пенитенциарную систему. Так, согласно Указу Президента Г.Алиева об улучшении деятельности пенитенциарных учреждений, утвержденному 9 октября 1999 года, предусматривается создание учреждений смешанных режимов.

То есть в каждом регионе мужская, женская и детская колонии будут находиться на одной территории, но на отдельных участках. При таком расположении колоний осужденные будут отбывать свой срок недалеко от места проживания и смогут почаще видиться с родными. Открытие первой подобной колонии планируется в Нахчыване. Время создания указанных учреждений не известно, так как на их построение необходимы финансовые затраты, которых пока нет. Но хорошо уже то, что правительство обозначило проблему.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год