НУРАНИ
По мере того, как выстраиваемая Владимиром Путиным “вертикаль власти” занимает все большее политическое пространство в российской столице, внимание прессы и политического “бомонда” смещается к местным выборам. Причем далеко не всегда в центральной части страны, где политический “расклад” действительно определяет многое на федеральном уровне. Сегодня в российских масс-медиа едва ли не темой номер один стали выборы в Якутии.
Официальная версия, представляемая большинством российских масс-медиа, состоит в следующем. Нынешний президент Якутии Михаил Николаев уже пробыл на этом посту два президентских срока и, следовательно, не имеет, согласно российскому закону о выборах, права переизбираться на третий. В Якутии же придерживаются иного мнения: первый президентский срок Николаева миновал еще до того, как был принят закон о выборах, а так как закон обратной силы не имеет, то и отсчитывать президентские сроки Николаева тоже следует с того момента, как закон о выборах вступил в силу.
Основными соперниками Николаева на выборах оказываются заместитель генпрокурора России Колмогоров и президент компании “Алроса” Вячеслав Штыров – 3 декабря якутский Центризбирком вручил ему кандидатское удостоверение после того, как Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России отменила решение якутского суда об отмене регистрации Штырова в качестве кандидата в президенты.
Формально в президентской гонке в Якутии участвуют 11 кандидатов, трое из которых по разным причинам отстранены от участия в выборах. Тем не менее, как полагают многие, основными соперниками в борьбе за президентский пост являются Николаев и Колмогоров – несмотря на то, что концерн “Алроса”, который по сути держит в своих руках всю российскую торговлю алмазами, занимает в якутской экономике доминирующее положение, Вячеславу Штырову, который, как выражаются российские журналисты, “не принадлежит к титульной национальности”, вряд ли “светит” президентский пост. Позиция российских центральных масс-медиа не оставляет сомнений в том, кого в данном случае поддерживает центр.
“Послужной список” Колмогорова тоже заслуживает внимания – еще в должности заместителя генпрокурора он успел “засветиться” в одном из самых скандальных уголовных дел в России – в “деле Гусинского”, и опальный медиа-магнат даже подал на Колмогорова в суд. То есть его лояльность Кремлю, доходящая даже до готовности участвовать в весьма сомнительных с точки зрения закона действиях, уже подтверждена на практике.
Теперь еще к “основной” интриге: право Николаева избираться на третий срок рассматривалось в местном суде и передано для дальнейшего рассмотрения в Конституционный суд России – нанизывается еще и множество “побочных”. В Якутии уже разразился скандал, связанный с “черным пиаром”.
В одном из номеров местной гостиницы, где, как утверждается, администрация президента “селит только своих”, арестовано несколько малоизвестных московских журналистов, а потом по масс-медиа демонстрировали изъятые компьютеры, факсы м непонятные расписки о выдаче сумм в несколько тысяч долларов США будто бы за то, что отдельно взятые местные студенты подрядились расклеивать “антиколмогоровские” листовки и малевать на стенах лозунги, которые опять-таки должны были навредить прежде всего Колмогорову. Как заявляют следователи, это – специалисты по “черному пиару”, которых нанял Михаил Николаев, чтобы они работали против Колмогорова.
Правда, уши самого господина Колмогорова торчали из всей этой истории с “черным пиаром” уж больно явно. Найденные в гостиничных номерах компьютеры и факсы ни в коем случае не могут быть доказательством того, что проживающие в них постояльцы занимались именно “черным пиаром”, а не журналистикой, социологией или еще чем-нибудь, и уж подавно вряд ли можно исключать, что “чернопиаровцы” были наняты самим же Колмогоровым именно для столь эффектного ареста, дабы заместитель генпрокурора мог обвинить в “черном пиаре” своего соперника.
Если вспомнить, что еще во времена скандала вокруг “Медиа-Моста” и НТВ “задумки” Колмогорова не ожидались особой тонкостью и изяществом и он даже договорился до того, что обвинил Гусинского в “выносе капиталов” вместо их “вывода” (то есть получалось, что Гусинский тащил валюту и золото на горбу через таможню), то он вполне мог считать, что народ поверит и в его “изящный ход” с “черным пиаром”.
Практически без внимания остается, если можно так выразиться, “алмазная составляющая” предвыборного скандала в Якутии. Которая с персоной Штырова не связана никоим образом – речь идет о распределении доходов от торговли алмазами. Сегодня значительная их часть остается в распоряжении местных властей Якутии. Что, понятное дело, в Москве устраивает далеко не всех.
Более того, если Михаил Николаев в своих выступлениях и интервью напоминает, что Якутия, кроме алмазов, богата еще и нефтью, имногими другими полезными ископаемыми, и подчеркивает, что выступает за то, чтобы Якутия сама контролировала свою собственность, то господин Колмогоров на этот счет заявляет: Россия – это наша общая родина, и вообще, мол, “неправильно” ставить вопрос, Россия или Якутия контролирует доход от алмазов. То есть, следуя “колмогоровской” логике, якутскому избирателю должно быть все равно, построят ли на доходы от алмазной торговли музыкальную школу в Якутске или же закупят новую мебель для Госдумы в Москве – все равно, мол, это Россия.
При этом важность контроля над якутскими алмазами по меньшей мере не стоит недооценивать. Во-первых, речь идет о достаточно солидных объемах экспорта камней, которые вынуждают монополиста алмазного рынка – компанию “Де Бирс” – не давить на “Алроса”, заставляя ее принимать собственные правила игры, а договариваться с ней, чтобы рынок не обвалился. А во-вторых, еще в начале девяностых годов российские СМИ публиковали шокирующие документы о масштабной финансовой афере в рамках “денег КПСС”, связанной с якутскими алмазами.
Как установили специалисты, при первичной огранке якутских алмазов не всегда учитывались особенности самого камня, наличие в нем раковин, пустот и т.д. В результате большинство из этих камней можно было впоследствии переогранить, за счет чего – даже при некоторой потере массы – их стоимость многократно возрастала. Мастерская же по переогранке находилась ни много ни мало… в помещении издательства “Правда”.
Нетрудно заметить и другое. Ежегодно повторяющемуся наводнению на реке Лена из-за ледяных заторов весной 2001 года и восстановительному строительству в Ленске весной 2001 года был придан прямо-таки небывалый резонанс. Затем началась подготовка к выборам и опять все происходит при небывалом внимании и российских СМИ, и властных структур. Не усмотреть здесь атаки на очередного сильного регионального лидера, что, кстати говоря, встраивается в путинскую концепцию о “вертикали власти”, будем откровенны, трудно…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год