А.МЮЗАРТГЫЗЫ
В Большом зале Бакинской музыкальной академии состоялся первый концерт после “реставрации”. Презентация модно отделанного в охрово-золотистые тона зала не случайно совпала с концертом виртуозного французского пианиста Франсуа Шаплена.
Большая часть концерта состояла из произведений Моцарта. Ф.Шаплен с изумительным мастерством продемонстрировал многочисленной публике созданные Моцартом разнообразные и живые человеческие характеры, переходя от шутки к тонкой поэтической лирике. Порой музыкант напоминал тот самый образ Моцарта-виртуоза, который и писал гениальные творения для своих собственных выступлений. И если бы не соната Гайдна, то можно было бы поверить в реинкарнацию.
Хотя больше шуму все-таки наделал концерт, прозвучавший в сопровождении оркестра оперной студии под руководством Азада Алиева. Репетиция с оркестром состоялась непосредственно перед концертом, поскольку Ф.Шаплен прибыл в Баку в день выступления. Мало того, так ведь еще и ноты концерта Моцарта переписывались для оркестра в ночь перед выступлением, из-за того, что это произведение ранее оркестром не исполнялось. Однако, несмотря на все это концерт имел ошеломляющий успех.
Это уже второй приезд, и второй успех, Ф.Шаплена, который организовывает посольство Франции. В первый раз Франсуа исполнил произведения модернистского толка, в частности, Дебюсси. Ф.Шаплен уже выпустил два СD, полностью состоящие из произведений своего земляка, а в будущем планирует записать еще три, таким образом выпустив своего рода “полное собрание сочинений Дебюсси”. “Что мне нравится в его музыке, так это глубина. К примеру, музыка Сен-Санса более легкая, ее я люблю меньше”, – говорит Франсуа.
В феврале французского пианиста ожидают гастроли в Нью-Йорке. Ну а что касается Баку, то “все зависит от советника по культуре посольства Жерара Неро, – произносит довольный Ф.Шаплен. – Я бы хотел исполнить произведения азербайджанских композиторов. Я знаю, что у вас есть очень красивые вещи” .
В ответ на это заявление ректор БМА Фархад Бадалбейли обещал Франсуа переслать ноты некоторых произведений. После небольшой паузы француз, пробежав по клавишам рояля в кабинете ректора, лукаво заметил ему: “У вас потрясающий рояль… лучше, чем в зале”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год