Последствия слияния двух НПЗ в Азербайджане

Р.НАСИРОВ

В одном из предыдущих номеров газеты, со ссылкой на сообщение агентства “Тренд”, мы сообщали, что в Министерстве топлива и энергетики Азербайджана идет работа над проектом объединения двух нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) – “Азернефтяг” и “Азернефтянаджаг”. Тогда же мы отметили, что скорее всего окончательное решение по данному вопросу примет президент страны, однако не исключается, что до конца текущего года эти НПЗ все же будут объединены. Следовательно, уже в декабре может появиться соответствующее распоряжение Гейдара Алиева.

Судя по информации, полученной из Минтопэнерго, реальные очертания процесс приобрел лишь недавно, после подписания грантового соглашения между Азербайджаном и США о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) реабилитации двух заводов и их реконструкции в направлении выработки тяжелых фракций из казахстанской и туркменской нефтей, усиления мощностей терминала в Дюбенди и т.д. Всего на ТЭО было выделено 600 тыс. долларов. При этом в Минтопэнерго пока нет конкретно разработанного проекта объединения ПО. Сегодня можно говорить лишь о работе по выяснению целесообразности такого шага.

А работа над проектом начнется сразу же, как только будет обнародовано решение президента страны. Другой причиной может стать то, что на днях Украина отказалась от дальнейшей покупки азербайджанского дизтоплива, мотивировав свое решение возможностью покупки более дешевых углеводородов. И, наконец, третья – приближается время, когда начнется доставка в Азербайджан казахстанской и туркменской нефтей для переработки на заводах. К этому надо быть готовым не только с точки зрения модернизации их мощностей, но и урегулировать административные вопросы.

Впрочем, в Минтопэнерго считают, что причин может быть множество и любая из них будет реальной. На каждом из этих заводов работает по нескольку тысяч человек. На “Азернефтяг” трудится около 4 тыс. работников, на “Азернефтянаджаг” -а 2,5 тыс. Следовательно, с учетом членов их семей (среднестатистическая семья в Азербайджане насчитывает 4 человека), возможное объединение гигантов затронет интересы 25 тыс. граждан. И поскольку любой такой процесс, как правило, сопровождается сокращением кадров, то мы решили вернуться к вопросу и выяснить, в какой стадии он находится сейчас и насколько реальны сокращения. Тем более, что слухи об объединении для самих работников ПО не новы и держат в страхе персонал двух НПЗ еще с 1990-х годов.

Сегодня можно лишь предполагать, что в будущем при внедрении планов по объединению в жизнь персонал “Азернефтяг” и “Азернефтянаджаг” обиженным не останется. Хотя бы потому, что первый вице-президент ГНКАР Ильхам Алиев не раз заявлял, что “приватизацию нефтегазового комплекса страны можно представить в виде взаимоувязки триады интересов: государства, работников этой промышленности, инвесторов. При этом приоритетными для нас, безусловно, должны быть интересы нефтяников Азербайджана”. А о самом объединении он говорил, что “необходимо акционировать нефтеперерабатывающие заводы с условием льготной продажи акций рабочим и передачей контрольного пакета акций государству.

Необходимо также, привлекая иностранные инвестиции, увеличить глубину переработки нефти и довести качество выпускаемой продукции до уровня мировых стандартов”. Так что работникам заводов (во всяком случае тем, кому удастся проскользнуть сквозь сети возможных коварных сокращений) особо беспокоиться не о чем.

Правда, есть во всем этом и неприглядная сторона. Например, не исключено, что если акционирование предприятий станет реальностью, то в ПО начнут интенсивно сокращать кадры, чтобы соответственно и акционеров стало меньше. И очень может быть, как это всегда бывает, что первыми пострадают пенсионеры и люди, не совсем соответствующие специфике работы по специальности. Интересно также отношение к возможному объединению в самих ПО. Судя по распросам, сообщение министра МТЭ Меджида Керимова о слиянии заводов в особый восторг руководство “Азернефтяг” и “Азернефтянаджаг” не привело.

Так, неназвавшийся сотрудник “Азернефтянаджаг” сообщил, что связывать два завода воедино нельзя, хотя бы из-за спорной экономической целесообразности совместной работы. Что касается сокращения, то об этом на бывшем НБНЗ им. Ленина пока никто не думает. Более общительным оказался один из руководителей “Азернефтяг”, который сообщил, что на ПО нормально работают всего три установки. Однако… на половину своей производственной мощности, которая в целом в год составляет 10 млн. тонн нефти.

Частичная загруженность объясняется тем, что, в основном, азербайджанская нефть импортируется, а не перерабатывается на месте. Все эти установки новые и были построены в 1983 (ЭЛОУ АВТ), в 1995 (“корейская”) и в 1996 (“американская”) годах. Но и их нельзя считать сегодня ультрасовременными, поскольку они не соответствуют требованиям европейских стандартов. При каждой загрузке установок 50% нефти перерабатывается в мазут. Это по вопросу проблем “Азернефтяг”.

Что касается перспективы объединения заводов, то и на предприятии, ее считают нецелесообразной и вообще, в виду большой отдаленности двух ПО друг от друга, трудно представляют себе процесс слияния гигантов.

Помимо этого, “Азернефтяг”, в основном, специализируется на производстве масел, а “Азернефтянаджаг” – выработке светлых нефтепродуктов. То есть, у заводов не только разная специфика производства, но они даже ориентированы на разные рынки сбыта продукции.

В “Азернефтянаджаг” также сообщили, что скорее всего слияние производств отразится на темпах работы. Хотя бы потому, что одним из последствий объединения действительно может стать сокращение кадров, и это неминуемо приведет к недовольству в коллективе. Хотя с этим на предприятии строго и в случае надобности сокращением будет заниматься специальная заводская комиссия с обязательным присутствием членов профсоюзной организации.

В первую очередь будут закрыты вакантные места. Далее, естественно, “злой рок” может коснуться и пенсионеров… В завершение добавим немного сухой статистики: в январе-октябре 2001 года в богатой нефтяными ресурсами стране – Азербайджане, было переработано всего 5 млн. 273,5 тыс. тонн нефти (“Туран”). Из указанного объема 2 млн. 703,1 тыс. тонн нефти ПО “Азернефтянаджаг” переработано, а 2 млн. 570,4 тыс. тонн – ПО “Азернефтяг”…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: